Галина Григорьева
Народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Григорьева Г. В. д/с «Улыбка»
Свое выступление я хочу начать с народной мудрости «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»
Публикация «Народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В куклы дети играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда. Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса.
Ведущим направлением моей работы - является воспитание интереса к народным праздникам у детей дошкольного возраста при использовании тряпичной куклы.
Цель: способствовать развитию патриотических чувств дошкольника в процессе приобщения к национальным традициям.
Перед собой поставила следующие задачи:
1. Воспитание патриотических чувств у детей через ознакомление с народной игрушкой - тряпичной куклы.
2. Продолжать учить детей осознавать себя принадлежащим к русской культуре и русскому народу; осознавать себя наследником традиций.
3. Знакомство детей с традиционной народной куклой, изготовление ее.
4. Познакомить детей с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.
5. Продолжать совершенствовать у детей навыков связной речи и навыки общения, обогащать их словарный запас.
В ожидаемые результаты выявила:
- наличие представлений об отечественных традициях и праздниках;
- сформированность творческого воображения и фантазии, творческой активности;
- наличие умения доброжелательно и конструктивно общаться со сверстниками и участвовать в совместной деятельности;
- обогащение активного словаря; развитие речевого творчества;
- укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- доверие, партнёрство, сотрудничество проявляемые детьми во взаимодействиях с родителями и педагогами.
Принципы организации образовательного процесса:
1. Принцип деятельности - включение ребенка в учебно-игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
2. Принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип интеграции - интегративное использование дидактических средств.
4. Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в ходе развития личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
5. Принцип доминирования интересов (приоритет интересов ребёнка)
Эффективность реализации во многом зависит от содержания предметно-игровой среды, поэтому в своей группе стала создавать условия для работы с детьми. Оборудовала специальный уголок народной куклы, где находятся куклы, альбомы, фотографии, технологические карты по изготовлению кукол, лоскутки ткани и цветные нитки (для свободного изготовления детьми кукол). Этот уголок у нас никогда не пустеет, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Мы должны детям дать представления о народной тряпичной кукле, обрядах и традициях, историю народной тряпичной куклы; грамотно подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение; освоить технологию изготовления народной куклы.
Для организации образовательного процесса, отобрала методы и приемы, используемые при работе с детьми, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности:
• наглядный;
• практический;
• проблемно - поисковый;
• словесный;
• элемент загадочности;
• создание воображаемой ситуации;
• использование технических средств, музыки.
Формы и методы организации работы с детьми:
• Совместная игра воспитателя с ребенком;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Тематические праздники и развлечения;
• Занятия - игры
• Отгадывание загадок, занимательных вопросов, чтение русских народных сказок.
Также мною были разработаны перспективное планирование работы с детьми по ознакомлению с традиционной народной куклой на три года и по взаимодействию с семьями воспитанников.
Разработала подробное планирование по данной теме:
В перспективное планирование вошли следующие задачи:
1. Познакомить детей с народной куклой, формирование у них представления о народной кукле. Цель - закрепить в сознании детей связь между куклой и жизнью, и бытом народа.
- рассматривание традиционной куклы, познакомить детей с особенностями их изготовления, внешним видом.
- рассказ о традиционной кукле, как одной из частей культурного наследия русского народа.
2. Познакомить детей через традиционную куклу с русским фольклором, с праздниками и традициями русского народа, с русским народными играми.
3. Закрепление знаний через традиционную куклу о различных видах деятельности.
Знакомство с традиционной народной куклой начала со средней группы, стремилась вызвать у детей радость, удивление, восторг, эмоциональную заинтересованность. Ребятам предлагала взять куклу, поиграть с ней. Одновременно задавала вопросы, направленные на узнавание и называние игрушки. Рассказала детям о том, что кукла сделана из лоскутков ткани. Как бережно нужно обращаться с ней: не оставлять ее на улице, хранить ее в определенном месте, не пачкать. Что раньше дети хранили кукол в специальных корзинах, коробах или ящиках.
Знакомство с праздником «Пасха», строилась следующим образом. На занятиях и вне занятий проводились беседы о празднике «Пасха», расписывали яйца, на аппликации делали «Пасхальная открытка», на рисовании «Веточка вербы в вазе». Познакомились с тряпичной куклой «Вербница», народными играми с яйцами, которые детям очень понравились. Чтение художественной литературы дало возможность лучше раскрыть данную тему.
Знакомя детей с народным праздником «Троица», была проведена огромная работа совместно с родителями. Дети очень много узнали о березе, кукле «Кукушка», о форме проведения праздника. Дома, дети вместе с родителями, выполнили творческую работу «Русская красавица - березка». Ребята познакомились с такими праздниками как, «Рождество», «Пасха», «Масленица», «Троица», «Кузьминки». На празднике дети делились своими знаниями, играли на музыкальных инструментах, пели и танцевали (водили хороводы). Обязательно на праздниках дети дарили кукол гостям, которые сделали сами. Начиная со средней группы, дети принимали участие в этих праздниках, узнавали о традициях и обрядах. Если спросить ребят, что они знают об этих праздниках, то, например, о Масленице они скажут: «Символом этого праздника является блин, это веселый праздник со скоморохами, хороводами, закличками, сжиганием соломенного чучела».
На Пасху детям нравится обмениваться раскрашенными яйцами, играть с ними в игры «Катание по столу», «Донесу - не уроню». Рождество памятно детям тем, что в этот праздник можно колядовать, наряжать кукол и наряжаться самим. Символом праздника «Троица» является береза, самое красиво дерево нашей страны.
Я считаю, что, прежде чем знакомить детей с календарными народными праздниками, воспитателю необходимо самому ознакомиться с обрядами и обычаями, чтобы материал был доступен и понятен всем детям.
Успех в работе с детьми может быть, достигнут при тесном взаимодействии педагога с родителями. На мой взгляд, что даже самое хорошее дошкольное учреждение не может дать ребенку всего того, что дает семья. С родителями своей группы имею тесный контакт.
Для того чтобы заинтересовать родителей этой проблемой провела анкетирование. Благодаря этому, уточнила: проявляют ли дети интерес к народным игрушкам, какие игрушки дети используют в игре, как родители сами относятся к народным куклам.
Анализ ответов взрослых показал, что дети больше знают об игрушках, любят их, чем папы и мамы. Тогда организовала в группе выставку детских работ для родителей «Мастерим кукол своими руками для мам и пап». На родительском собрании постаралась убедить родителей, что кукла, сделанная руками мамы, бабушки, сестры или тети, не хуже для ребенка, чем покупная. Были проведены родительские собрания на такие темы: «Игра в жизни дошкольника», «Влияние народной куклы на познавательное развитие детей», «Тряпичная кукла как средство формирования интереса к родному краю».
Для того чтобы родители знали больше о народной кукле были оформлены стенды: «Зачем люди придумали куклы», «История тряпичной куклы». Провела консультации «Особенности народной куклы на радость ребятишкам», «Место народной куклы в быту русского народа», «Игры и игрушки дошкольника». Подготовила папки - передвижки по изготовлению тряпичных кукол: «Кукла для колыбельки», «Кукла пеленашка», «Пасхальная голубка», «Веснянка».
Кроме того, оформила для родителей картотеку фольклора, которая пополняется до сих пор и в этом помогают мне родители, (песни, потешки, загадки, народные игры). Все это родители могут выучить вместе с детьми, а ребенок использовать в игре с народной куклой.
Мою тему поддержали родители моих воспитанников, которые всегда отзываются на любую помощь.
Благодаря родителям в нашей группе был создан мини-музей «Куклы наших бабушек. В нашем мини-музее куклы подразделяются на обрядовые, обереговые и игровые куклы. Все куклы были созданы руками родителей.
Провела мероприятие, посвященное «Дню матери». Ребята тщательно готовились к этому дню, который должен быть сюрпризом для их мам. Мамы и бабушки выполняли задания, учили домашним хитростям своих малышей. В благодарность гости от ребят получили тряпичные куклы «Отдарок на подарок», сделанные с любовью. Совместные мероприятия с родителями стали в моей группе традицией.
Благодаря углубленной работе по тряпичной кукле и народным праздникам у детей сформировались знания и умения в этой области. Дети имеют представления о предметах быта, прошлого и настоящего, народные промыслы, традиции, русский фольклор.
В процессе работы над созданием куклы, у детей развивается моторика пальцев, а самое главное - изготовление кукол доставляет ребятам радость и увлекает их. Я как педагог получаю огромное удовольствие, увидев прекрасный результат - яркий, пёстрый, праздничный кукольный хоровод.
А для себя делаю вывод: не утратилась духовная ценность традиционной куклы, её главная способность дарить детям радость.
В соответствии с ФГОС ведущее место в жизни ребенка в дошкольном учреждении должна занимать самостоятельная игровая деятельность, в том числе на основе принципов народной педагогики.
Я убеждена, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле. Поэтому я в работе с детьми стараюсь, чтобы игра была не случайным явлением, а формой организации жизни детей во всех видах деятельности.