Смолко Евгения
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию «Народная кукла» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по
нравственно-патриотическому воспитанию
в подготовительной группе «А»
на тему «Народная кукла»
Воспитатель : Смолко
Евгения Александровна
Цель: Знакомство с историей народной куклы, через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки и познания. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Публикация «Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию „Народная кукла“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Задачи: Образовательные:
-Познакомить с историей и видами народных кукол.
-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
-Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, продуктивной.
-Привлекать внимание детей к народной игрушке - кукле.
-Изготовить традиционную народную куклу-оберег.
-Совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов).
Развивающие:
-Развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству.
-Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, продуктивную деятельность.
Воспитательные :
-Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
-Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.
-Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.
Ход ООД
Под музыку воспитатель в русском народном костюме и дети входят в группу, встают в полукруг.
Воспитатель : Ой вы гости дорогие,
Все нарядные, какие,
Здравствуйте, добры молодцы,
Здравствуйте, красны девицы!
С порога поспешите,
В избу проходите.
Ребята, каждый день люди при встрече говорят друг другу -здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.
-Это пожелание доброе или злое? (ответы детей).
-Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку, с кем здороваешься. Слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом. Вы хотите узнать, как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?
Попробуем вернуться в прошлое и погрузимся в атмосферу русского быта (дети проходят и садятся на стулья перед экраном).
Воспитатель : Посидим рядком, поговорим ладком.
Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?
Дети: Россия.
Воспитатель : Наша Родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши предки.
-Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.
“Катись, катись, яблочко, по блюдечку,
Покажи нам Русь-матушку!”
(Воспитатель показывает презентацию, на слайдах которой, показаны различные фрагменты деревенского быта. По каждому слайду ведётся небольшой рассказ).
1 слайд: Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, 2 слайд: колодцами, огородами.
3слайд: Столетиями жители этих деревушек работали в поле 4 слайд: и на огороде.
5 слайд: Занимались ловлей рыбы, 6 слайд: скотоводством, 7 слайд: сбором ягод и грибов.
8 слайд: Пекли пироги в жарких русских печах.
Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. Но на Руси было много народных умельцев, которые создавали настоящие произведения искусства и радовали этим всех вокруг.
9 слайд: Серые фасады домов украшали резными декоративными элементами, 10 слайд: окна – резными наличниками.
11 слайд: Вытачивали из дерева посуду.
12 слайд: Из коры деревьев плели туеса, корзины.
13-14 слайд: Плели кружева.
15-16 слайд: Полотенца украшали вышивкой.
17 слайд: Также вышивкой украшали мужскую и женскую одежду.
18 слайд: И, конечно же, мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение.
Воспитатель : Вот так жили русские люди. А сейчас выходите ко мне и послушайте загадку:
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (кукла)
Воспитатель : У меня в мастерской много разных кукол. В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол не купишь в магазине, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью.
-Кто знает, какие куклы делали на Руси? (ответы детей)
19 слайд: Обереговые куклы
-А кто знает, ребята, что такое оберег?
Дети: Это предмет, который защищал людей от разных бед, от болезней и дом охраняет.
Воспитатель : Значит, обереговые куклы… призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей (обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства).
20 слайд: Обрядовые куклы
- У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.
21 слайд: Игровые куклы делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.
Воспитатель :
Засиделись наши ножки,
Надо их размять немножко.
В круг скорее вы вставайте,
С куклой поиграйте.
Все дети встают в круг, в центре водящий с куклой в руках. Все двигаются по кругу и говорят.
Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,
Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга
- С куклой ты попрыгаешь?
- Попрыгаю, попрыгаю!
- А ты ножками подрыгаешь?
- Подрыгаю, подрыгаю!
-А ты ручками похлопаешь?
- Похлопаю, похлопаю!
- А ты ножками потопаешь?
- Потопаю, потопаю!
-Ручками помашем?
-Помашем, помашем!
-А потом попляшем?
- Попляшем, попляшем!
Игра проводится 1 раз.
Воспитатель : Ребята, такую куклу не купишь в магазине, эта кукла сделана своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.
Хотите узнать больше об этих удивительных куклах? Тогда, я приглашаю вас в мастерскую. У меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем?
Но его так просто не открыть.
Нужно ласково его попросить.
«Сундучок мой сундучок, приоткрой нам свой бочек».
- Как много кукол хранит сундучок! А у вас есть куклы? (Ответы детей) Скажите, а такие куклы у вас есть? (ответы детей) Эти игрушки - самоделки. Как вы думаете, почему они так называются?
Дети: Это значит, что их не покупали, родители сами мастерили такие игрушки для своих детей.
-Как вы думаете, из чего они сделаны? (из ткани, из соломы). Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, тряпки, мочала. Как вы думаете, что значит подручный материал?
Дети: Подручный – это, значит, материал, который всегда под рукой (солома, ткань, нитки, мочало).
Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? (да) Чем? (ответы детей) А чем они похожи? (ответы детей) Что у них общего? (ответы детей)
Воспитатель : Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет, т. е они «безликие». По старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".
Но у них есть и общее, все эти куклы создавались для игры, чтобы ими играли.
Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! Раньше новорождённых детей плотно-плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от злых духов. Эта кукла называется «Пеленашка».
—Как вы думаете, почему эту куклу называли Пеленашка. Хотели бы вы поиграть с такими куклами? А хотите научиться их делать своими руками?
Объяснение предстоящей работы:
— Берём лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)
— Скручиваем его трубочкой. Потом берём полоски и перевязываем, получается головка.
— А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?
— Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).
— Берём цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)
— Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)
— Кладё м Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.
— Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?
— У нас есть ещё полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится : перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.
Воспитатель : Делу – время, а потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься! В мастерской все готово. Садитесь за столы. Для начала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальцы)
И играла, и плясала (шагают по столу безымянный и средний пальцы)
До чего ж она устала (шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)
Забралась под одеяло (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).
-И вспомним правила создания кукол. Куклы делаются только с добрыми мыслями, с хорошим настроением.
Самостоятельная работа под народную музыку.
Воспитатель : Какие красивые Пеленашки у вас получились!
По окончании работы дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».
Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали друг другу? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.
Начинает воспитатель : «Я хочу вам всем пожелать мира и добра!»
После того как все выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра. Воспитатель тихонько раскачивает ее со словами: Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! - подталкивает лежащие на его ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.
Воспитатель : Вот так жили на Руси. Скажите, где вы были?
Дети: Мы были в гостях, в избе-мастерской народной игрушки.
Воспитатель : Рукодельницы и мастера, чем мы сегодня занимались? (Мы говорили о куклах, мастерили их и играли с ними).
Воспитатель : Для чего это нужно знать? Зачем? (Мы должны знать историю своего народа, чтобы передать её своим детям и внукам, так как без прошлого не бывает будущего).