Папки-передвижки

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию «Народная кукла» в подготовительной группе

Смолко Евгения
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию «Народная кукла» в подготовительной группе

Конспект ООД по

нравственно-патриотическому воспитанию

в подготовительной группе «А»

на тему «Народная кукла»

Воспитатель : Смолко

Евгения Александровна

Цель: Знакомство с историей народной куклы, через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки и познания. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Публикация «Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию „Народная кукла“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Задачи: Образовательные:

-Познакомить с историей и видами народных кукол.

-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

-Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, продуктивной.

-Привлекать внимание детей к народной игрушке - кукле.

-Изготовить традиционную народную куклу-оберег.

-Совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов).

Развивающие:

-Развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству.

-Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, продуктивную деятельность.

Воспитательные :

-Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

-Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.

-Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.

Ход ООД

Под музыку воспитатель в русском народном костюме и дети входят в группу, встают в полукруг.

Воспитатель : Ой вы гости дорогие,

Все нарядные, какие,

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!

С порога поспешите,

В избу проходите.

Ребята, каждый день люди при встрече говорят друг другу -здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.

-Это пожелание доброе или злое? (ответы детей).

-Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку, с кем здороваешься. Слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом. Вы хотите узнать, как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?

Попробуем вернуться в прошлое и погрузимся в атмосферу русского быта (дети проходят и садятся на стулья перед экраном).

Воспитатель : Посидим рядком, поговорим ладком.

Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?

Дети: Россия.

Воспитатель : Наша Родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши предки.

-Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.

“Катись, катись, яблочко, по блюдечку,

Покажи нам Русь-матушку!”

(Воспитатель показывает презентацию, на слайдах которой, показаны различные фрагменты деревенского быта. По каждому слайду ведётся небольшой рассказ).

1 слайд: Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, 2 слайд: колодцами, огородами.

3слайд: Столетиями жители этих деревушек работали в поле 4 слайд: и на огороде.

5 слайд: Занимались ловлей рыбы, 6 слайд: скотоводством, 7 слайд: сбором ягод и грибов.

8 слайд: Пекли пироги в жарких русских печах.

Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. Но на Руси было много народных умельцев, которые создавали настоящие произведения искусства и радовали этим всех вокруг.

9 слайд: Серые фасады домов украшали резными декоративными элементами, 10 слайд: окна – резными наличниками.

11 слайд: Вытачивали из дерева посуду.

12 слайд: Из коры деревьев плели туеса, корзины.

13-14 слайд: Плели кружева.

15-16 слайд: Полотенца украшали вышивкой.

17 слайд: Также вышивкой украшали мужскую и женскую одежду.

18 слайд: И, конечно же, мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение.

Воспитатель : Вот так жили русские люди. А сейчас выходите ко мне и послушайте загадку:

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (кукла)

Воспитатель : У меня в мастерской много разных кукол. В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол не купишь в магазине, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью.

-Кто знает, какие куклы делали на Руси? (ответы детей)

19 слайд: Обереговые куклы

-А кто знает, ребята, что такое оберег?

Дети: Это предмет, который защищал людей от разных бед, от болезней и дом охраняет.

Воспитатель : Значит, обереговые куклы… призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей (обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства).

20 слайд: Обрядовые куклы

- У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.

21 слайд: Игровые куклы делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.

Воспитатель :

Засиделись наши ножки,

Надо их размять немножко.

В круг скорее вы вставайте,

С куклой поиграйте.

Все дети встают в круг, в центре водящий с куклой в руках. Все двигаются по кругу и говорят.

Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,

Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга

- С куклой ты попрыгаешь?

- Попрыгаю, попрыгаю!

- А ты ножками подрыгаешь?

- Подрыгаю, подрыгаю!

-А ты ручками похлопаешь?

- Похлопаю, похлопаю!

- А ты ножками потопаешь?

- Потопаю, потопаю!

-Ручками помашем?

-Помашем, помашем!

-А потом попляшем?

- Попляшем, попляшем!

Игра проводится 1 раз.

Воспитатель : Ребята, такую куклу не купишь в магазине, эта кукла сделана своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.

Хотите узнать больше об этих удивительных куклах? Тогда, я приглашаю вас в мастерскую. У меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем?

Но его так просто не открыть.

Нужно ласково его попросить.

«Сундучок мой сундучок, приоткрой нам свой бочек».

- Как много кукол хранит сундучок! А у вас есть куклы? (Ответы детей) Скажите, а такие куклы у вас есть? (ответы детей) Эти игрушки - самоделки. Как вы думаете, почему они так называются?

Дети: Это значит, что их не покупали, родители сами мастерили такие игрушки для своих детей.

-Как вы думаете, из чего они сделаны? (из ткани, из соломы). Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, тряпки, мочала. Как вы думаете, что значит подручный материал?

Дети: Подручный – это, значит, материал, который всегда под рукой (солома, ткань, нитки, мочало).

Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? (да) Чем? (ответы детей) А чем они похожи? (ответы детей) Что у них общего? (ответы детей)

Воспитатель : Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет, т. е они «безликие». По старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".

Но у них есть и общее, все эти куклы создавались для игры, чтобы ими играли.

Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! Раньше новорождённых детей плотно-плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от злых духов. Эта кукла называется «Пеленашка».

—Как вы думаете, почему эту куклу называли Пеленашка. Хотели бы вы поиграть с такими куклами? А хотите научиться их делать своими руками?

Объяснение предстоящей работы:

— Берём лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)

— Скручиваем его трубочкой. Потом берём полоски и перевязываем, получается головка.

— А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?

— Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).

— Берём цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)

— Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)

— Кладё м Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.

— Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?

— У нас есть ещё полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится : перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.

Воспитатель : Делу – время, а потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься! В мастерской все готово. Садитесь за столы. Для начала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальцы)

И играла, и плясала (шагают по столу безымянный и средний пальцы)

До чего ж она устала (шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)

Забралась под одеяло (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).

-И вспомним правила создания кукол. Куклы делаются только с добрыми мыслями, с хорошим настроением.

Самостоятельная работа под народную музыку.

Воспитатель : Какие красивые Пеленашки у вас получились!

По окончании работы дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».

Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали друг другу? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.

Начинает воспитатель : «Я хочу вам всем пожелать мира и добра!»

После того как все выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра. Воспитатель тихонько раскачивает ее со словами: Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! - подталкивает лежащие на его ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.

Воспитатель : Вот так жили на Руси. Скажите, где вы были?

Дети: Мы были в гостях, в избе-мастерской народной игрушки.

Воспитатель : Рукодельницы и мастера, чем мы сегодня занимались? (Мы говорили о куклах, мастерили их и играли с ними).

Воспитатель : Для чего это нужно знать? Зачем? (Мы должны знать историю своего народа, чтобы передать её своим детям и внукам, так как без прошлого не бывает будущего).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«В гости к кошке Мурке». Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе«В гости к кошке Мурке». Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе "В гости к кошке Мурке" конспект занятия Программное содержание: - подводить детей к умению называть свое имя и фамилию. - способствовать.

Фотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группеФотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Это связано с установлением приоритетности.

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию «Служебные собаки» в подготовительной группе Образовательная область: познавательное развитие Тема: «Служебные собаки» Цель: создание условий для формирования представлений детей о.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группеКонспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе Цель:Развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Обобщить знания детей о растительном.

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «В гостях у бабушки Варварушки» Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на тему «В гостях у бабушки Варварушки». Цель: Приобщение дошкольников.

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина»Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина» Конспект занятия в старшей группе по нравственно - патриотическому воспитанию: «Моя Родина»Интеграция образовательных областей:«Коммуникация»,.

Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Сентябрь. Тема «Моя семья» Содержание занятий 1. Разгадывание ребуса «7 Я» 2. Работа над понятием «семья» 3. Обсуждение рассказа В. Драгунского.

Перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Перспективный план работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Воспитатель МБДОУ №16 д\с.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе «С чего начинается Родина»Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе «С чего начинается Родина» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительно - логопедической группе «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» Проект посоциально.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о нашей стране, продолжать формировать представления о том, что наша страна – Россия. Систематизировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию «Народная кукла» в подготовительной группе
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 13:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию «Народная кукла» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Смолко Евгения в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД