Галина Рыжова
Национальный головной убор как средство ознакомления детей дошкольного возраста с национальными ценностями
▼ Скачать + Заказать документы
Профессор доктор педагогических наук С. Казакова: отмечает, что «Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью». Под национальным воспитанием подразумевается созданная на протяжении веков самим народом система взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев и др., призванных формировать мировоззренческое сознание и ценностные ориентации молодежи, передавать ей социальный опыт, достижения предыдущих поколений. То есть это все то, что сегодня принято называть «базовые национальные ценности». Перед дошкольной образовательной организацией стоит серьезная проблема: создать единое образовательное пространство в семье и детском саду для духовно – нравственного воспитания детей на основе базовых национальных ценностей. Модель данного пространства включает в себя участие всех субъектов образовательных отношений: родителей, детей, педагогов. В первую очередь для них на этом пути необходимо определить целевые ориентиры, в которых выделены когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты. Как любая деятельность человека, нравственное поведение формируется по пути от знания и умения к привычке. С целью повышения интереса к родному Отечеству, к традициям разных народов, когнитивный компонент предполагает дать знания детям о культуре, о народных традициях, замечательных исторических и современных личностях. Помочь им осознать себя носителями многовековой национальной культуры. Показать взаимосвязь нравственных установок, которых придерживается человек, и его поведением. Научить давать нравственную оценку героев литературных произведений, изобразительного искусства. Данная работа направлена на накопление нравственных фактов, отношений, ситуаций и их анализу, результатом, которой станут нравственные убеждения человека. Формирование нравственного поведения возможно в том случае, если нравственные убеждения вызывают положительные переживания. Нравственные чувства являются стимулом нравственного поведения. Эмоциональный компонент направлен на создание педагогически целесообразных условий, помогающие испытывать положительные эмоции от совершения добрых поступков, увидеть взаимосвязь между чувствами и поступками. Важнейшая деталь любого костюма – это головной убор. Ношение головных уборов имеет давнюю и интересную историю в разных культурах мира. Каждый головной убор имеет свое значение и носится с определенной целью. Некоторые головные уборы имеют религиозный смысл. Например православные христиане носят платки, которые служат символом скромности и покаяния. Русские народные головные уборы. Он играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст хозяйки, её семейное положение. На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и причёска. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда разные формы головного убора. Русская крестьянка носила в замужестве головной убор, полностью скрывающий волосы – кичку. Кичка представляла собой мягкую шапочку. Поверх накидывали платок - зимой тёплый, а летом из тонкой узорчатой ткани. Спереди их украшали золотой вышивкой, бисером, пушками. В разных областях головной убор называли по-разному : кичка, кика, сорока - рогатая, каблучок. Праздничные кички были расшиты золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Молодые девушки носили повязки, венцы, кокошник. Они имели твёрдую основу и нарядный верх. (Кокошник от слова –«кокошь» - петух, «кичка» - утка.) Свадебные кокошники шили опытные мастерицы из дорогой парчи, бархата, украшая золотым шитьём, жемчугом и стеклянными бусинками, собольим мехом. Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству, как самое ценное. Вывод: у каждого народа ест свой особый головной убор. Сейчас национальные головные уборы скорее являются частью истории, их не носят постоянно, как это было когда – то. Он выставляются в музеях, но есть люди, для которых национальный головной убор все еще очень важен, так как они таким образом сохраняют память о предках