Анна Волкова
«Наблюдение в природе» (доклад по экологии на родительском собрании)
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая тропа
Экологическая тропа является логическим компонентом системы экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Экологическая тропа, формируя знания по экологической культуре детей, хороша и тем, что создает "экологическую нишу" на детском приусадебной участке, ведь даже сама прогулка по ней способна благотворно влиять на здоровье ребенка. Любуясь цветущим кленом, березкой, грушей и яблоней, дети вдыхают запахи лекарственных трав - мяты, земляники, шалфея; их глаза радует красота сирени.
Публикация «„Наблюдение в природе“ (доклад по экологии на родительском собрании)» размещена в разделах
В младших группах дети расширяют свои знания о породах деревьев. Они учатся отличать клен от березки, узнавать кустарники, начинают знакомиться с лекарственными травами, например, земляникой. Задача воспитателя — научить ребенка узнавать эти деревья 11 растения в ряду других на экологической тропе.
В средних группах дети уже способны узнать рябину, яблоню, а также такие кустарники как крыжовник, смородина. Они знают многолетние цветы, например, гортензию, лекарственные травы — мяту, подорожник. Знают, как ими следует пользоваться, например, мяту следует пить в лечебном чае, a подорожник можно прикладывать к ранке. Таким образом, происходит совмещение экологических и практических знаний детей о природе.
В старших группах продолжается активное знакомство детей с еще не известными им породами деревьев, кустарников, лекарственными травами (ландыш, мать-и-мачехой). Задача этого возрастного периода — заложить активные знания по экологии края, чему содействует и занятия с воспитателем в группах.
B подготовительных группах дети получают знания о разновидностях пород, о разновидностях цветов (листовая и метельчатая гортензии; крупные махровые и мелкие ромашка; разновидности роз 11 т. д.). Знания по экологии постоянно закрепляются на экологической тропе, на занятиях с педагогом, при выполнении индивидуальных заданий (сбор гербария 11 т. д.).
Таким образом, можно сделать вывод o TOM, что экологическая тропа является необходимым элементом воспитания экологической культуры ребенка в дошкольном учреждении. Создание ее — настоящая проблема и задача современно мыслящего воспитателя. Важным для воспитателя является и тот факт, что полученные экологические знания ребенка содействуют формированию его ценностных ориентаций, системы нравственных ценностей в частности. Дети не только усваивают
экологические знания, но и учатся уважать труд людей, создавших эту красоту и умеющих поддерживать ее. Думается, что ребенок, получивший подобное «воспитание экологией и культурой» в детском саду естественнее приобщится к системе духовных и нравственных ценностей, столь необходимых современному миру.
ПРАВИЛА поведения детей в лесу
Растительный мир имеет огромное значение для отдыха и здоровья людей и, конечно, детей.
Каждый ребенок должен бережно относится ко всему, что окружает его во дворе, на территории детского сада, на даче и т. д. Необходимо ходить и гулять так, чтобы не привносить вреда природе.
В связи с этим родители и воспитатели должны соблюдать правил в поведения в лесу, разъяснять их детям.
Необходимо соблюдать чистоту: Не разбрасывать мусор, a аккуратно собирать его, присыпать или утаптывать землей, лучше закапывать. Остатки еды можно собрать и сложить в основании куста, так как в лесу всегда найдутся потребители съедобных остатков.
В лесу нельзя шуметь: включать магнитофоны радиоприемники, так как шум нарушает привычный ритм жизни лесных обитателей, распугивает многих животных, особенно птиц в период насиживания яиц и выведения птенцов.
В лесу нельзя ломать деревья и кустарники, рвать цветы. Необходимо помнить, что ветвь (черемуха, сирень) нужно срезать, a не ломать, и ограничиться несколькими веточками, 113 которых можно составить хороший букет; чем ближе к населенному пункту, тем осторожнее и бережнее нужно относиться к природе. Нельзя уничтожать деревья и кустарники, а тем более молодые побеги.
Нельзя рубить деревья и кустарники на шесты, колья для палаток, удилищ, для устройства шалашей и подстилок. В случае необходимости следует срезать боковые ветки, но ни в коем случае не верхушки деревьев.
Нельзя рубить деревья и кустарники на склонах оврагов и холмов, так как они способствуют укреплению почвы и препятствуют образованию оврагов.
Гуляя по лесу, ребята часто находят съедобные грибы, срывают их, a потом выбрасывают. Этого делать нельзя, так как они уничтожат грибы, которые являются пищей для лесных обитателей. Когда же собирают грибы в больших количествах для заготовки, следует помнить, что грибы запрещается вырывать «с корнем», а следует их срезать, или, в крайнем случае, аккуратно выкручивать из земли. Вырывая грибы, мы тем самым губим грибницу, a для ее восстановления требуется не менее двух лет. Большие яркие, но ядовитые мухоморы не надо сбивать ногами, уничтожать, так как ими лечатся многие дикие животные, в том числе лоси.
При сборе лекарственных трав необходимо быть особенно внимательными, так как многие из них стащил несколько редкими видами растений, что занесены в Красную книгу (29 видов).
Рвать лекарственные травы «просто так» не следует, a если уж и производится их сбор, нужно ножницами аккуратно срезать часть стебля (цветком (зверобой, душица, мята, тысячелистник и др., оставляя корень, корневище или клубень в земли. Редкие виды лекарственных растений необходимо срезать, собирая их по специальному разрешена.
Ребята должны знать и беречь редкие виды лекарственных растений, например, ландыш майский, который зацветает только нa 28—30-й год жизни, валериану лекарственную, первоцвет и многие другие.
Нельзя уничтожать лесных обитателей:
- Лягушек, жаб, ящериц, так как они приносят большую пользу, питаясь вредными насекомыми;
- Птиц, их птенцов, нельзя разорять птичьи гнезда, так как птицы приносят пользу, истребляя в огромных количествах насекомых;
- Дневных бабочек, так как они украшают природу, опыляют цветы, гусеницы их развиваются на сорняках;
- Стрекоз — они — основные истребители муравьев;
- Нельзя разорять муравейники, так как муравьи уничтожают вредных насекомых; муравьи — санитары лесов и садов, оберегайте их;
- Обнаружив в лесу ежа, лучше его не трогать, так как это может оказаться ежиха, и, унося ее, ребята оставляют ежат без матери, обрекая их на гибель; найденных в лесу ежат трогать не нужно, так как дети все равно не смогут прокормить их;
- Нельзя тревожь гнезда или норы животных, лучше туда больше не ходить, не разрешать разорять норы палками.
Находясь в лесу, ребята часто собирают ягоды. Собирать их нужно аккуратно, осторожно раздвигая ветки и стебли, не вытаптывая ягодники. Иначе пройдет 2-3 года‚ прежде чем такой ягодник оправится и станет снова плодоносить.
Собирая в лесу дары природы — ягоды, грибы, орехи и т. д., всегда помните о лесных обитателях, которые ими питается. Оставляйте им часть на корм в период зимних холодов и осенней непогоды.
Не разжигайте костры без надобности, особенно в период жаркого лета. Берегите лес от пожаров!
Правила поведения детей на экологической тропе
Ходить только по тропинка, так как можно наступить нa насекомое, растение, маленькое дерево.
Нельзя разжигать костры, ломать ветки, рвать много цветов.
He вытаптывать землю вокруг кустов и деревьев; в утоптанной земле червякам трудно проделывать ходы, и поэтому почва не будет разрыхляться.
Нельзя беспокоить сидящих в гнезде птиц, так как напуганные птицы могут покинуть гнезда, птенцы выпасть из гнезда.
Не оставлять после прогулки мусор.
Не засорять водоемы.