Ольга Казанцева
Родительский клуб «Семья на пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительский клуб «Семья на пороге школы»
Современные исследования российских психологов и педагогов подтверждают, что для целенаправленной подготовке детей к школьному обучению и успешной их адаптации к школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями.
Публикация «Родительский клуб „Семья на пороге школы“» размещена в разделах
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Дошкольное детство пролетает стремительно. Кажется, совсем недавно малыш пришел в детский сад, а уже через несколько месяцев он станет первоклассником. Сколько интересного и, в то же время, пугающего своей неизвестностью, ждет его впереди. В этот период каждому ребенку необходимо особое внимание, поддержка, помощь со стороны родителей.
Наиболее эффективная форма взаимодействия с семьей по данному направлению - родительский клуб «Семья на пороге школы» для родителей подготовительной к школе группы.
Родители готовятся к главному этапу жизни ребенка подготовительной группы - переходу в школу. Данный клуб объединяет усилия всех служб ДОУ и родителей, заинтересованных в успешном и гармоничном развитии и воспитании детей.
1. Цель работы родительского клуба
Установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки детей к успешному обучению в школе;
Формирование у родителей активной позиции по отношению к развитию своих детей.
2. Задачи работы родительского клуба
Приобщить родителей к участию в подготовке детей к школьному обучению через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества;
Подготовить родителей и детей к новой социальной роли - "родители ученика" и "ученик";
Формировать осознание взрослыми и детьми необходимости целенаправленной подготовки к школе для успешного обучения и адаптации в школе в ближайшем будущем.
3. Организационная структура клуба
Членами клуба могут быть родители (законные представители) детей подготовительной группы и дети подготовительной группы.
Вся деятельность клуба проводится на добровольных началах.
Руководство деятельностью клуба осуществляет психолог ДОУ, участниками родительского клуба являются педагоги, специалисты и администрация ДОУ.
Работа Клуба – это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций:
Коммуникативную – функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного объекта педагогической деятельности;
Личностно – ориентированную – направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
Содержательную – направленную на решение проблем;
Инструментальную – позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умение коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
Диагностическую – позволяющую оценить взаимодействие родителей и детей, а также процесс деятельности педагога с родителями и детьми;
Развивающую (совместная деятельность) – подбор игр и игровых упражнения познавательного и развивающего характера, а также привлечение родителей к организации вечеров музыки, гостиных, конкурсов, экскурсий, проектной деятельности и семейных праздников.
Данная форма поможет родителям осознать важность своего влияния на развитие личности ребенка, научит содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением.
План работы
№ п/п Мероприятия Сроки проведения
1. Знакомство. Возрастные особенности развития детей 6-7 лет. Кризис 7 лет. Что это? (Устный журнал)
Сентябрь
2. «Вот что мы умеем» совместное открытое занятие с воспитанниками и их родителями (законными представителями)
«Психологическая готовность к школе. Что это?» Занятие для родителей с элементами тренинга
Январь
3. Готовы ли к школе …. родители. (круглый стол) Апрель
4. Наглядно-информационные формы.
• информационные проспекты для родителей;
• памятки;
• буклеты.
В течение учебного года
Выбор школы
В ситуации выбора школы для своего ребенка мы можем оказаться не раз за его школьную жизнь. Это и поступление в первый класс, и переход в среднюю школу, и окончание основного образования (переход в десятый класс). Есть и другие ситуации, которые могут поставить нас перед выбором (переезд на новое место жительства, конфликт в прежней школе и др.). Подумайте, что важнее всего для вас, а что - для вашего ребенка, и постарайтесь исключить возможные ошибки.
Наши ожидания могут касаться самых разных сторон обучения и жизни школы.
- Конечно, первое, на что мы обращаем внимание - предлагаемый уровень, качество основного образования.
- Затем - каковы возможности получения дополнительного образования: специализация (с какого возраста, разносторонность, глубина.
- Очень важно, насколько школа готова учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
- Какова общая атмосфера в школе (творческая, доброжелательная, домашняя, нетребовательная и т. д.).
- Реализуются ли в ней какие-либо новаторские, в том числе альтернативные, программы обучения, интересные формы работы с детьми - не только в учебных занятиях, но и в организации досуга?
Все эти стороны жизни школы напрямую связаны с уровнем преподавательского состава школы. Стоит также обратить внимание:
- на средний возраст преподавателей (лучше, если представлены все возрасты);
- на то, есть ли в школе учителя-мужчины (если да, то в преподавательском коллективе, скорее всего, неплохой психологический климат);
- высока ли "текучесть педагогических кадров", в наличии ли все учителя-предметники;
- какова подготовка учителей, организовано ли регулярное повышение их квалификации и т. д.
Вы можете и не собрать полную информацию по данному вопросу. Но зато поймете, каков общий уровень квалификации учителей, не будут ли они слишком часто меняться на протяжении обучения вашего ребенка. Отдельно поинтересуйтесь, работает ли в школе постоянный психолог (ваш будущий консультант и союзник).
На что обратить внимание,
если вы выбираете школу для будущего первоклассника?
- Успех его адаптации во многом будет зависеть от того, какой учитель ему "достанется". Постарайтесь по возможности поучаствовать в выборе учителя. Обратите внимание, со взрослыми какого возраста ваш малыш легче всего устанавливает контакт (например, с воспитателями в детском саду). Кто-то из детей быстрее находит общий язык с молодыми педагогами. Другим будет лучше в классе, которым руководит опытный, среднего возраста учитель. Третьи, возможно, комфорт нее чувствуют себя в обществе пожилого педагога.
- Очень важен и индивидуальный стиль общения педагога с его подопечными. Он напрямую не связан с возрастом учителя. Есть педагоги авторитарные, есть более "демократичные". Ориентируйтесь здесь не на свои запросы ("моего озорника нужно держать в ежовых рукавицах", а на совместимость ребенка и учителя.
- Уточните, по какой программе будет обучаться ребенок. Если она отличается от обычной (сейчас это в основном четырехлетняя программа начальной школы, реже трехлетняя, необходимый уровень знаний для перехода в среднюю школу все равно должен быть обеспечен. Если школа предлагает обучение по системе Занкова, поинтересуйтесь, будет ли эта же система использоваться и в среднем звене.
- Очень важно, чтобы было правильно составлено расписание учебной недели, не допускались учебные перегрузки малышей.
- Узнайте, как организовано пребывание в группах продленного дня: есть ли условия для приготовления домашних заданий, для игр и тихого отдыха, работают ли во второй половине дня в школе кружки и секции и т. д.
- Поинтересуйтесь, с какими детьми ребенку предстоит вместе учиться, отдыхать. Познакомьтесь с другими родителями - от них можно узнать много интересного о школе. Но не полагайтесь всецело только на этот "источник знаний".
Математика
Ребенок в возрасте от 6 до 7 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь решать простейшие задачки и головоломки.
2. Ребенок может уметь вычитать и прибавлять к числу.
3. Ребенок может уметь определять направление: вперед, назад,
направо, налево, вверх, вниз.
4. Ребенок может уметь считать предметы в пределах 10 на основе
действий со множествами.
5. Ребенок может уметь сравнивать числа: равенства- неравенства,
больше - меньше.
6. Ребенок может понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько?
Который? Какой по счету?
7. Ребенок может знать состав чисел первого десятка.
8. Ребенок может уметь различать и называть предметы круглой,
квадратной, треугольной и прямоугольной формы.
9. Ребенок может знать такие геометрические фигуры как: квадрат,
прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб; геометрические
тела: куб, шар, цилиндр, пирамида.
10. Ребенок может знать знаки "+", "-", "=", ">" и "<".
11. Ребенок может уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
12. Ребенок может уметь разделить круг, квадрат на две и четыре
равные части.
13. Ребенок может знать прямой и обратный порядок числового ряда.
Логическое мышление
Ребенок в возрасте от 6 до 7 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь выполнять задания, в которых необходимо
выявить закономерность и продолжить ряд из предложенных предметов.
2. Ребенок может находить лишний предмет из 4-5 предложенных
предметов.
3. Ребенок может уметь составлять рассказ по предложенным
картинкам, уметь заканчивать рассказ (придумать конец).
4. Ребенок может уметь разделять предложенные предметы на две
группы и находить для каждой группы общий признак.
5. Запоминать 9-10 слов из 10 предложенных после трехкратного
повторения.
6. Находить и объяснить сходства и различия предметов.
7. Группировать предметы по признакам.
8. Раскладывать картинки с развивающимся сюжетом (что сначала, что
потом).
9. Находить лишний предмет в группе.
10. Решать головоломки, логические задачи.
11. Описывать по памяти предмет, событие, явление.
12. Повторить по памяти предложение из 5-6 слов.
13. Ответить на вопрос: «Зачем нужно идти в школу».
Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 6 до 7 лет может уметь:
1. Различать на слух и четко произносить все звуки родного языка.
2. Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
3. Определять место звука в слове, находить слова с заданным звуком. Называть последовательности звуков в словах, слов в предложении.
4. Употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
5. Составлять рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин с развивающимся сюжетом, из личного опыта по заданному плану или образцу.
6. Пересказывать и драматизировать небольшие произведения.
7. Говорить спокойно, не повышая голоса.
8. Вести беседу: задавать вопросы, отвечать на вопросы, аргументируя ответ, рассказывать о явлениях, событиях.
9. Употреблять вежливые слова в общении с взрослыми и сверстниками.
10. Читать наизусть стихи
Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 6 до 7 лет может уметь:
1. Называть свое имя, фамилию, отчество, дату своего рождения,
домашний адрес.
2. Фамилии, имена, отчества своих родителей.
3. Называть свою страну, узнавать флаг, герб; иметь
представление о президенте.
4. Различать и называть виды транспорта (воздушный, водный,
наземный, подземный).
5. Соблюдать правила дорожного движения (светофор, некоторые дорожные наки и их назначение).
6. Различать и называть электроприборы, бытовую технику и их назначение.
7. Определять материалы, из которого сделаны предметы.
8. Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
9. Выделять существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
10. Устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
11. Понимать связь между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
12. Классифицировать представителей животного и растительного мира.
13. Ухаживать за растениями и животными.
Навыки мелкой моторики и самообслуживания
Ребенок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:
1. Правильно пользоваться носовым платком, расческой, следить за
своим внешним видом.
2. Быстро и самостоятельно раздеваться, одеваться, завязывать
шнурки.
3. Аккуратно складывать в определенном порядке или вешать одежду в определенном месте; следить за чистотой одежды и обуви.
4. Рисовать на бумаге в клетку узоры, схемы.
5. Точно копировать простой узор.
6. Писать графические диктанты на листе в клетку («одна клетка вправо, две клетки верх, и т. д.»)
Изобразительная деятельность
Ребенок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:
• Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные, сюжетные и декоративные композиции.
• Использовать разные способы изображения и материалы.
• Детально и пропорционально изображать человека.
• Лепить предметы, правильно передавая их форму, размер, пропорции, позы.
• Создавать сюжетные композиции из нескольких фигур
• Пользоваться ножницами.
• Создавать изображения предметов, сюжетные индивидуальные и коллективные композиции.
• Пользоваться в работе бумагой различной фактуры.
• Пользоваться различными способами обрывания и вырезания.
Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 6 до 7 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь звонить по телефону.
2. Ребенок может знать как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу
3. Ребенок может уметь вести себя за столом.
4. Ребенок может самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи.
5. Ребенок может уметь застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
6. Ребенок может знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за прической, за ногтями и состоянием одежды.
7. Ребенок может знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет светофора, как и где можно переходить дорогу.
8. Ребенок может знать название текущего месяца, последовательность дней недели.