Елена Зудина
Фольклор как основа для развития театрализованной деятельности в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«На ярмарку ждем гостей со всех волостей!»
В России 2019 год проходит под знаком театрального искусства. Театр играет огромную роль в жизни человека. Помогает в формировании его личности, его взглядов на жизнь, восполняет человеческую потребность в прекрасном.
Публикация «Фольклор как основа для развития театрализованной деятельности в ДОО» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность – самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит сове отражение стихийно, потому что связана с игрой. Я согласна с высказыванием заслуженного учителя РФ Светланы Ивановны Мерзляковой, что, театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Изучая русский фольклор, убедилась, что он является отличной основой для развития театрализованной деятельности ДОО, творческих способностей дошкольников. Творческая природа фольклора велика. Для каждого, даже самого маленького ребенка, она дает творческий стимул к его развитию. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению её потенциальных способностей, инициативы. Обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер. Поэтому, в нашем детском саду с 2014 года стало традицией проводить музыкально – фольклорный праздник «Осенняя ярмарка» с детьми старшего дошкольного возраста. Его цель – приобщение детей к народному творчеству. Задачи – продолжать знакомить с разнообразием и особенностями русского фольклора, развивать интерес к фольклорным произведениям, развивать артистические и творческие способности, воспитывать любовь и уважение к народным обычаям и традициям.
Ярмарочные гуляния — это прежде всего место торговли и всяческих сделок, место для дела. «Куплей да продажей торг стоит», — подтверждает это народная пословица. Вместе с тем нужно помнить, что душа каждого человека всегда ждет и разрядки, отдыха и веселья. А на праздник можно и нарядиться!
Для праздника на детей старшего дошкольного возраста были пошиты русские народные костюмы и рубашки. Хочется выразить слова благодарности заведующему детским садом Сергеевой Татьяне Владимировне за творческий подход к работе и поддержку наших инициатив.
Начинается праздник громким зазыванием Скоморохов:
Ярмарка, ярмарка, кто тебе не рад?
На ярмарку веселую все вокруг спешат!
Заходи, честной народ,
Всех нас ярмарка зовет!
Дети заходят в зал и приветствуют гостей веселой народной песней «Ярмарка». Поистине, песня – душа народа. Народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей. Воспитательное значение народной песни очень велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания любви к своей Родине, природе, народу. Народные песни хранят в себе начало глубокой нравственности. В них отражена вся радуга человеческих чувств, мысли, настроения народа. Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие уменьшительно-ласкательных слов, мелодичность, задушевность тона, вызывают у ребят желание говорить красиво и складно, развивают чувство ритма. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи.
Дети с удовольствием встают за прилавки торговцев, громко нахваливают свой товар:
Я – веселый коробейник, а на шапке бубенцы!
Покупайте карамельки, покупайте леденцы!
Мятные конфеты, может, вам понравятся?
Наша деревенька очень ими славится!
Выступления в роли торговцев позволяют решить многие воспитательно - образовательные задачи – активизируется мышление, тренируется память, совершенствуется выразительность речи. Дети раскрепощаются перед зрителями, у них повышается самооценка.
Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, с которым он соприкасается как зритель, и как театрализованная деятельность, в которой он участвует. Специальные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что обе роли и зрителя, и актера являются для развития ребенка весьма значительными. С участием детей на нашем празднике весело проходят инсценировки «Демьян и Вавило», «Как старик корову продавал». Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе инсценировок легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят дошкольника перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. Соответственно улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Участие в инсценировках позволяет формировать опыт социального поведения ребенка благодаря тому, что каждое литературное произведение или фольклорная сказка имеют нравственную направленность. Участвуя в инсценировке, ребенок не только усваивает духовные ценности, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. А положительные эмоции дети получают от просмотра театра на ширме «Купец и Петрушка», подготовленного родителями. Так же родители с удовольствием выступают в роли Цыгана и Цыганки, предсказывают будущее и поют разудалые цыганские песни.
Торговцы и ложки деревянные, и балалайки продают. А как же на них не сыграть в оркестре:
Ну-ка ложки нам продай, позвончее выбирай!
Думал, ложкой щи хлебают? Ложками давно играют!
В оркестре звучат ложки, бубны, трещотки, маракасы, ксилофон, рожок, мальчики имитируют игру на плоскостных балалайках. Детское музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, совершенствует тембровый слух и чувство ритма. В процессе игры на ДМИ ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные и артистические способности.
В канву праздника органично вплетаются народные игры «Плетень», «Ручеек». В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творчество, фантазию. Главная особенность игры – её самодеятельный характер, именно здесь, как нигде, раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка. Народные тексты особенно удобны для распевного выразительного интонирования. Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Заканчивается веселое ярмарочное гуляние катанием на карусели и чаепитием с леденцами.
Театрализованная деятельность давно признана особым арттерапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные постановки помогают не только решать многие образовательные задачи, но и сохранять эмоциональный комфорт в условиях дошкольного образовательного учреждения. А наши театрализованные постановки очень тесно переплетаются с музыкой, и поэтому, в завершении хотелось бы вспомнить слова Платона: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения». От се6я добавлю, что в сочетании с театральной деятельностью этот процесс становится во сто крат интереснее и эффективнее.
Музыкальный руководитель МБДОУ
детского сада № 13 г. Лысково
Зудина Елена Александровна