Лидия Караненская
«На чём люди плавают». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Ход НОД
-Ребятки, скажите, какие виды транспорта вы знаете?
-Сухопутный, воздушный, водный.
-Сегодня мы с вами поговорим только о водном транспорте. Как вы думаете, почему этот транспорт называют водным?
-Потому что на нем можно передвигаться только по воде.
-Правильно, на водном транспорте можно передвигаться по воде. Сегодня, я вам расскажу как люди изобрели корабли. А все началось с обыкновенного бревна. Повалил человек бревно, срубил сучья и поплыл на нем. Как вы думаете, удобно было плыть на бревне?
Ответы детей.
Публикация «„На чём люди плавают“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
-Конечно, неудобно, оно круглое и можно упасть и утонуть. Потом человек соединил несколько бревен, получился плот и с помощью шеста и весел человек отталкивался от берега и плыл.
Но бревна были тяжелые и так передвигаться было неудобно, и тогда человек выдолбил в бревне середину и ствол. Как вы думаете, что получилось?
-Лодка.
-Правильно, так человек создал лодку. Управляли лодкой с помощью весел. Людям нужно было перевозить грузы из одной деревни в другую.
- Много, много лет тому назад, египтяне, которые жили на берегу океана и вели торговлю с другими странами, построили первые суда из тростника для перевозки товаров, а парус был из папируса. Папирус-это водное растение на длинном стебле, эти стебли срезали, подсушивали, расплющивали и делали парус. Этот парус помогал плыть судну с попутным ветром, а когда не было ветра, то гребли рабы.
Грузов становилось все больше и больше для перевозки, и их нужно было переправлять в разные страны, в далекие и близкие, поэтому стали строить большие корабли, у них могло быть по четыре мачты и много парусов, а управлялись они с помощью руля.
-Как вы думаете, удобно плыть под одним парусом или когда много парусов?
Ответы детей.
-В те далекие времена корабли плавали годами, долго ждали их семьи из плавания, а жизнь моряков была трудной и опасной. Им приходилось спать в темном тесном кубрике, питаться солониной, сухарями и водой, их преследовали разные болезни. Ребятки, скажите, какие вы знаете морские болезни?
Ответы детей.
Часто люди, которые долгое время питались однообразной пищей и не получали витаминов стали болеть цингой, при котором выпадали зубы, люди долго болели и даже умирали. Потом моряки стали брать с собой необходимые продукты: квашеную капусту, лук, чеснок. Но вот корабль возвращается, на палубе поредевшая команда, волны разбили корабль борта, паруса истлели, но зато, сколько было рассказов: «Мы доплыли до самых берегов Америки. Люди там – не поверите! Красного цвета, а золото у них- что песку» - рассказывали одни.
«А наша посудина добралась до Индии. Вот потеха! Ездят там верхом на слонах! А идешь по улице- змеи танцуют под музыку»
«Ну а мы из Австрии. Плыли туда целый год, в тамошних степях полно непонятных зверей. Вообразите, каждый величиной с теленка, а скачет как заяц-это кенгуру.
«Прекрасны старинные корабли, а на корме настоящий дворец: башенки, балкончики, а как же не украшать его. Ведь корабль – дом моряка, ушел в плаванье, считай надолго!»
В начале прошлого века по морям носились большие стройные грузовые корабли, которые назывались «Клиперами», пересечь Атлантический океан они могли всего за 14 дней.
А затем были построены первые деревянные суда с паровым двигателем, пар приводил в движение гребные колеса, которые были с каждой стороны судна, а топи дровами, углем, мазутом, а если кончалось топливо, то это было не страшно для кораблей, так как они могли двигаться и под парусами.
Вскоре появились пиратские корабли, которые грабили, разоряли и топили другие корабли. Отличались они флагом и командой. И вот на помощь грузовым кораблям строят военные корабли, чтобы они охраняли грузовые суда.
В XIX веке стали строить уже железные корабли. Как вы думаете почему? Почему не удобны стали деревянные судна?
Высказывания детей.
Железные корабли были с гребным винтом. Такие судна не зависели от ветра, а плавали они по расписанию.
Физкультминутка. «А над морем — мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю,
И резвимся на просторе.
Веселее загребай,
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
-Ребятки, назовите мне виды водного транспорта.
-Пассажирский, грузовой.
-Почему транспорт называют пассажирским?
-Потому что они перевозят только пассажиров.
-Правильно, пассажирский транспорт перевозит только пассажиров. А зачем нам нужен грузовой транспорт?
-Чтобы перевозить разные грузы.
-Кто знает, что перевозят на грузовых суднах?
-Мебель, фрукты, овощи, животных, игрушки и многое другое.
-Да, вы совершенно правы, а еще грузовые судна перевозят лес, нефть, горючее. Вот посмотрите – это «Танкер-нефтевоз», самое большое судно в мире, его длина 379 метров.
-А еще бывают корабли науки, эти корабли уставлены антеннами как тарелками, корабли науки –помощники космонавтов и ученых, которые изучают и космос, и моря и океаны.
-А сейчас послушайте загадку:
Под водою дом плывет,
Смелый в нём живет народ,
Даже под полярным льдом
Может плавать этот дом.
-Подводная лодка.
-Совершенно верно, это подводная лодка.
Она используется не только с военной целью, но и чтобы изучать подводный мир и видеть красоту подводного царства. Вы наверно все смотрели передачу «Команда Кусто» и «Клуб путешественников».
А еще есть корабли-ледоколы. Как вы думаете где они плавают?
-В Арктике, на Северном полюсе.
-Да, правильно, они плавают, где вечные льды.
-Ледокол плывет разрезая перед собой льдины, а сзади за ледоколом движутся обычные корабли. На палубе: кран, на корме: подводная лодка -помощник водолазов.
Но наука движется вперед, строятся судна, которые могут двигаться и по воде и по суше, оно держится на воздушной подушке, которые создают мощные вентиляторы. С помощью вентиляторов воздух поднимет судно над поверхностью воды или земли и судно движется, такие суда используют в своей работе геологи, нефтяники.
-Есть и быстроходные судна на подводных крыльях, которые приподнимают судна на воды и оно несется над поверхностью.
-Как вы думаете, кто самый главный на корабле?
-Капитан.
-Правильно, а как вы думаете, что делает радист?
-Принимает и передает информацию.
-Правильно, а что делает штурман?
-Уточняет курс корабля, работает с картой и приборами.
-Именно так. А как вы думаете, кто стоит у корабля?
-Рулевой.
-Правильно, это рулевой, а кто еще есть на корабле?
-Повар-кок, матросы.
-Да, есть и повар, который готовит еду и матросы. Сейчас уже строят корабли многоэтажные, комфортабельные для перевозки пассажиров. Они очень красивые, большие и удобные. Вы наверное видели фильм «Титаник», какой был большой и красивый корабль, правда? А кто мне скажет, корабли, плавающие в море, куда причаливают?
-В порт.
-Да, корабли причаливают к порту, а речные судна куда причаливают?
-На пристань.
-Правильно, на пристань, а кто знает, что помогает судам ориентироваться на море?
-Маяки.
- Маяк – это высокая башня с зеркальным отражением. Маяк строят на берегу океана или моря или на высокой скале. А на реке, что указывает путь кораблям?
Ответы детей.
-На реке кораблям указывает путь бакен. Бакен – это большой железный поплавок с фонариком. С наступлением темноты они зажигаются и указывают путь суднам.
Время летит очень быстро, наука тоже движется вперед. Кто знает, может, когда вы вырастите, кто-нибудь из вас станет кораблестроителем, а может быть кто- то ученым и вы построите свой корабль, корабль будущего. И пока жив человек, он всегда будет путешествовать по морям и океанам.
-Скажите мне ребятки, вам понравилось занятие? Что больше всего вам понравилось? Что вы узнали нового? Вы мне тоже очень понравились, активно отвечали на вопросы. Молодцы!