Крюкова Елена Николаевна
Экологическое воспитание детей с учетом требований ФГОС до с использованием земельного участка
▼ Скачать + Заказать документы
Экология, экологическая ситуация, экологический кризис…Эти слова сегодня мы слышим все чаще и чаще. По результатам социологических исследований термин «экология» - один из самых распространенных и часто употребляемых на Планете. И это не случайно. Существующие в настоящее время нормы взаимодействия с природой неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всем формам жизни на Земле. Характерной чертой современного суперматериализованного общества является снижение, и даже разрушение духовно-нравственных и этических норм и ценностей. Приоритет материальных ценностей в отношениях человека к человеку распространяется на весь окружающий мир, включая и мир природы. Неразумное, потребительское отношение людей к природе неизбежно приводит к угрозе истребления многих видов растений и животных и, в конечном счете, – самого человека.
Публикация «Экологическое воспитание детей с учетом требований ФГОС ДО с использованием земельного участка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мировое сообщество серьезно озабочено состоянием окружающей среды, деградация которой происходит по вине человека. Уже сейчас мы видим, как меняется климат на планете: чуть ли не ежедневно по телевизору нам сообщают о наводнениях, ураганах и других погодных бедствиях, которых в таком количестве не было за всю историю наблюдений.
Осознается серьезность экологических проблем и в нашей стране. Президент В. В. Путин подписал Указ о проведении в 2017г. в Российской федерации Года экологии – в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития, сохранения биологического разнообразия и обеспечения биологической безопасности. Следует ожидать, что будет уделено внимание и проблеме совершенствования экологического образования населения.
Экологическое образование уже давно является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения. Это относится и к экологическому образованию дошкольников. Именно в дошкольном возрасте берет начало формирование экологической культуры человека.
Недалеко то время, когда сегодняшние мальчики и девочки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.
Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.
Но ФГОС ДО, по которому сейчас работают все дошкольные организации, снизил роль экологического воспитания в детском саду. Он практически не содержит «экологического воспитания», да и «природы» в нем чрезвычайно мало. Во ФГОС не упоминается ни экология, ни экологическое образование. Мы сталкиваемся с противоречием: с одной стороны общепризнано, что в ДОУ реализуется экологическое образование, а с другой – в главном нормативном документе – ФГОС ДО – экологическое образование не представлено, отсутствуют и соответствующие термины.
Мы должны различать термины экологическое обучение и экологическое воспитание.
Экологическое обучение – (формирование экологических знаний и умений) Стандартом дошкольного образования действительно не предусмотрено. Только в начальной школе в программе учебного предмета «Окружающий мир» заложено формирование «экологической грамотности».
Обозначенное в стандарте «Познавательное развитие» предполагает формирование первичных представлений об «объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы». То есть Стандарт предполагает освоение детьми элементов естествознания, предусматривает природоведческое обучение. Но надо подчеркнуть, что в нем есть аспект, который имеет непосредственное отношение к экологии, - это изучение детьми отношений (связей) между объектами окружающего мира. А ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимоотношениях, связях между живыми организмами (включая и человека, их сообществами, с природной средой. Всего лишь дважды упоминается природа как объект познания и в Требованиях ФГОС к результатам освоения ОП, где в качестве целевых ориентиров определено, что ребенок «обладает начальными знаниями о…природном…мире, элементарными представлениями из области живой природы естествознания».
Таким образом, ФГОС не нацеливает педагогов на экологическое обучение детей. Оно как таковое основным нормативным документом не предусмотрено.
А вот в образовательных программах ДОУ дело с экологическим обучением обстоит несколько по-иному. Так, в программе «От рождения до школы» в основных целях и задачах в разделе «Ознакомление с миром природы» предполагается «формирование элементарных экологических представлений».
Во многих программах отражена экологическая составляющая, хотя термин «экология» и не используется. В большинстве случаев это вопросы приспособления растений и животных к сезонным изменениям природы, вопросы влияния света и тепла на жизнь растений, животных и человека.
В тоже время в программе «От рождения до школы» в Примерном комплексно-тематическом планировании при работе с детьми старшей группы предлагается «формировать первичные представления об экосистемах».
В содержание программ включаются знания из области охраны природы (как люди охраняют природу, что косвенно имеет отношение к экологическому образованию.
Наиболее глубже экологическое образование отражено конечно же в парциальных программах, например «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом природа» Н. А. Рыжовой и др.
То есть образовательные программы, в отличие от Стандарта могут включать элементы экологического обучения, в том числе и с использованием понятия «экология».
Иначе обстоит дело с экологическим воспитанием. Экологическое воспитание предполагает формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к природе. Развитие «эмоционально-ценностного восприятия… мира природы» предусмотрено Стандартом ДО. Кроме того, в требованиях ФГОС к результатам ОП значится, что «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру», а следовательно, и к миру природы.
Важно отметить, что экологическое воспитание осуществляется в единстве с другими направлениями, в частности нравственном и эстетическом.
Поэтому налицо противоречие: с одной стороны, всем очевидна социальная потребность в экологическом образовании начиная с дошкольного детства, с другой – недостаточное его содержание в комплексных образовательных программах.
Цель программного раздела:
Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые – опылители растений, то растения не дадут семян и др.)
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистый воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье человека.
Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).
Целевые ориентиры :
- Ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями
- Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей
- Склонен наблюдать, экспериментировать
- Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания
В связи с этим противоречием и с учетом того, что третья годовая задача в ДОУ «Формировать познавательные интересы и познавательные действия детей через включение их в различные виды деятельности» была организована соответствующая методическая работа по повышению педагогической компетентности в области экологического образования дошкольников.
Было проведено анкетирование педагогов по проблеме экологического образования в современных условиях. С помощью диагностических анкет были определены образовательные возможности и уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.
- Тестирование педагогов (по знанию задач экологического воспитания в ДОУ на каждом возрастном этапе)
В нашем учреждении 10 молодых специалистов (стаж работы менее 2-х лет), поэтому уже второй год в нашем учреждении работает «Школа молодого педагога». По результатам анкетирования было организовано две консультации: для начинающих воспитателей «Содержание экологического воспитания в рамках образовательной программы. Основные формы и методы взаимодействия с дошкольниками» и общая консультация для всех педагогов ДОУ «Экологическое воспитание в ДОУ и универсальный статус в современном образовании» в форме деловой игры.
Для определения уровня взаимодействия с родителями в данном направлении было также проведено анкетирование.
С целью определения Состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей с учетом требований ФГОС ДО, был проведен тематический контроль, в результате которого были выявлены некоторые недостатки.
На совещании творческой группы педагогов ДОУ было решено разработать перспективный план работы на год по экологическому воспитанию с участием всех специалистов. Тем более, что на территории ДОУ имеется прекрасное эколого-развивающее пространство.
Общая площадь земельного участка нашего учреждения 10219 кв. метров. Газоны занимают 70% территории. Растительный мир представлен различными формами растений: деревья, кустарники, травянистые растения, что дает возможность воспитателям проводить разнообразные занятия, целевые прогулки по ознакомлению детей с природой. Деревьев на территории ДОУ достаточно много: береза, дуб, лиственница, клен, рябина, голубая ель, сосна. Имеются фруктовые деревья: яблоня, вишня. Кустарники: шиповник, калина, боярышник. На территории детского сада встречаются вороны, галки, воробьи, снегири, различные виды насекомых.
Правильно спланированный и хорошо озелененный участок - одно из важнейших условий, обеспечивающих успех экологической работы с детьми дошкольного возраста. Здание МБДОУ располагается вблизи перекрестка двух дорог, поэтому по периметру используется озеленение (высокорослые деревья и кустарники). Это снижает уровень шума, загазованности и пыли, попадающих на территорию дошкольного образовательного учреждения.
Для реализации утвержденного плана работы в экологическом направлении было решено пересмотреть и дополнить эколого-развивающую среду в группах, которая включает в себя следующие компоненты:
1. Экологический уголок :
• Комнатные растения и картотека к ним;
• Карты мира, Нижегородской области, звездного неба;
• Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);
• Макеты «Деревенский дворик», «Зоопарк» и др.
• Календари природы;
• Огород на окне;
• Природный материал
2. Минилаборатория, предназначенная для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе,
• Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т. д.);
• Микроскоп;
• Природный материал
3. Библиотека:
• Познавательная литература о природе;
• Литература по уходу за растениями;
• Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений по сезонным изменениям, а также видеоматериалы;
• Интерактивные игры экологического содержания.
4. Экологический театр :
• Костюмы, атрибуты, куклы, маски для экологических инсценировок;
• Аудиозаписи
Старшим воспитателем и педагогом-психологом был проведен
- Семинар-практикум «Уголок природы в экологическом воспитании дошкольников», на котором подчеркнули важность организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе, что обеспечит воспитанникам не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даст возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков, необходимых для организации экологически-грамотного ухода за выращиваемыми растениями.
В апреле старшим воспитателем было разработано Положение по организации смотра-конкурса «Огород на окне». Победителями стали Николаева С. Н., Медведева О. В., Хабалкина Л. Н.
Проведен - Конкурс детских рисунков «Сбережем природу» (для детей средних, старшей и подготовительных групп, лучшие рисунки размещены на стенде ДОУ.
Организовали Смотр-конкурс чтецов «Мы любим природу» (для детей младших, средних, старшей и подготовительных групп) Победителем смотра-конкурса стала восспитанница подготовительной группы №13 Рита Войко.
Социальным педагогом Полыгалиной Е. Н. и учителем-логопедом Солодовниковой Н. Ю. была организована экскурсия в библиотеку, где воспитанников познакомили с разнообразием детской литературы экологического содержания и показали видеофильм в данном направлении.
С целью вовлечения родителей в работу по экологическому воспитанию был организован конкурс «Самый привлекательный скворечник на территории детского сада» Родители приняли в этом конкурсе активное участие, вместе с детьми выбирали самые благоприятные места для размещения скворечников, в течение весенне-летнего периода во всех скворечниках были жители. Наблюдения показали, что скворцы предпочли неяркие скворечники, которые малозаметны.
Для привлечения внимания детей к проблеме охраны окружающей среды музыкальные руководители провели развлечение для детей старших и подготовительных групп «Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!», под девизом «Аратов - наш дом, не мусори в нем!»
Цель:
Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.
В ходе проведения мероприятия музыкальные руководители в понятной, адаптированной для детей форме обсуждали актуальную экологическую проблему современности — обращения с отходами, используя следующие формы :
1. Беседа-рассуждение: Что такое мусор? Какой вред он может нанести природе и человеку?
2. Проблемная ситуация: какой способ утилизации мусора лучше (сжигание, закапывание, переработка)
3. Дидактическая игра «Из чего сделаны предметы»
4. Просмотр слайд-фильма «Вторая жизнь мусора»
5. Показ слайдов «Каким бывает мусор» Цель ознакомление детей с классификацией мусора (бумажный, пластиковый, железный, деревянный т. д)
6. Экспериментальная деятельность «Ветер и мусор»
7. Дидактическая игра «Сортируем мусор из мусорной корзины по контейнерам». С целью закрепления знаний детей о том, как перерабатывается мусор, и как можно его применять после переработки.
8. Беседа на тему «Как можно использовать предметы, которые попали в мусорную корзину»
Для младших и средних групп организовали кукольный театр экологической направленности «Мы идем искать весну»
Инструктор физической культуры Н. Н. Синицына разработала и провела Физкультурный праздник на воздухе «Туристический поход в мир природы» для подготовительных групп, цель которого ознакомление детей с основами безопасного поведения в природе. На территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга были отмечены точки туристического маршрута, на каждой из которых детей ждал знакомый им персонаж с определенным заданием. Дети двигались по маршрутным листам, схематично изображающим территорию и направление движения от пункта к пункту. Они вместе с Рассеянным вспомнили походные принадлежности, с Лесной Феей спели песенку «Если с другом вышел в путь», узнали из рассказа Лешего об опасностях разведений костров в лесу, Рассеянный познакомил с правилами поведения для потерявшихся в лесу. Следующий пункт маршрута «У Бабы Яги». Она рассказала детям об «аптеке», которая растет под ногами: о лечебных свойствах подорожника, одуванчика, чистотела и ромашки. О том, как можно их использовать, если вдруг в лесу случилась неприятность (царапина, ушиб или укус комара, а врача рядом нет.
Закончился туристический поход пунктом маршрута «На привале», где турист – ведущий загадывал загадки экологического содержания. Дети, сидя на бревнах, пили «лесной чай» с баранками.
Вывод:
- уточнили особенности организации работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах в контексте ФГОС ДО;
- пополнили развивающую предметно-пространственную среду в группах;
- повысили уровень знаний педагогов по данному вопросу;
- пополнили методическую копилку для организации детской деятельности в режимные моменты.
- повысили у детей научно-познавательное, эмоционально-нравственное, практически - деятельностное отношение к окружающей среде и своему здоровью.