Лучший педагог года

Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной, творческой деятельности дошкольников

Елена Романенко
Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной, творческой деятельности дошкольников
▼ Скачать

«Воздействуя на чувства и мысли людей,

музыка способствует эмоциональному познанию

окружающей действительности

и помогает её преобразованию, изменению,

что безусловно дает безграничные возможности

для творческой деятельности…»

Публикация «Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной, творческой деятельности дошкольников» размещена в разделах

Музыкально-игровая деятельность одна из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитанию личности посредством музыкального искусства. В этой деятельности сочетаются музыка, движение и слово, что является природосообразным способом развития детей.

Этапы развития музыкальной игры в дошкольном детстве привели к поиску классификации детских игр. В разное время и разными педагогами музыкального воспитания осуществлялись подходы к педагогическому управлению процессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципы классификации.

Николай Афанасьевич Метлов (автор книги «Музыка-детям») с воспитательной точки зрения выделил игры с пением. С помощью этих игр педагог развивает у детей музыкальный слух, голос, чувство ритма и умение правильно передавать мелодию. Для воспитания у детей художественного вкуса, радостных эмоций им было предложено проведение в детском саду игр-сказок.

Наталья Алексеевна Ветлугина (автор книг «Музыкальное воспитание в детском саду», «Музыкальный букварь» и др.) научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки.

В дальнейшем разработка этой группы игр нашла практическое применение у педагога-практика Натальи Григорьевны Кононовой (автора книги «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»).

Ирина Леонидовна Дзержинская (автор книги «Музыкальное воспитание младших дошкольников») рассматривала игру как средство педагогического воздействия в условиях приобщения малышей до трех лет к разным видам музыкальной деятельности.

Раевская, Руднева, Соболева, Ушакова (авторы книги «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду») изменили представление об игре, предложив иное осмысление воспитательных задач. Методические разработки музыкально-ритмических игр были направлены на всестороннее развитие музыкальности детей, а именно: развитие эмоциональности, чувства ритма, ощущение музыкальной формы, восприятия, воображения.

Евгения Дмитриевна Макшанцева (автор книги «Детские забавы») предложила новую форму музыкальных игр — игры-забавы. Они способствуют правильному физическому развитию детей, нормальному функционированию опорно-двигательного аппарата.

Людмила Николаевна Комиссарова (автор книги «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников») разработала систему применения наглядных средств при организации и проведении настольных дидактических игр на музыкальном занятии и в повседневной жизни детского сада.

Работая над чистотой интонации у старших дошкольников, Анна Дмитриевна Воинова (автор книги «Развитие чистоты интонации в пении дошкольников») показала значение вокальных игр с элементами дидактичности.

Игры-драматизации, народные игры, театрализованные игры, и другие виды игр в последние десятилетия всё чаще стали использоваться в работе массовых и коррекционно-образовательных дошкольных учреждений.

Обучение в игре и ее развитие происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа обучения:

На первом этапе создается мотивация игры, происходит объяснение ее содержания, детьми осваивается игровое содержание.

На втором идет формирование двигательных, речевых, вокальных навыков.

На третьем — осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.

Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводится без музыки, а затем с музыкальным сопровождением. Цель этих упражнений — подготовить тело ребенка к воспроизведению действия, разогреть мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели, участвующие в возникновении движения.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила и задачи, а именно:

Коррекционные:

-развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия; мимической мускулатуры; дыхательной системы; артикуляционного аппарата; свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм); координации движений и нормализации темпа и ритма;

-формирование выразительных средств : интонации, мимики, жестов, движения.

Оздоровительные:

-укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

-развитие моторики : общей, мелкой, артикуляционной;

-развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

-развитие быстроты двигательной реакции.

Образовательные:

-обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

-развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

-формирование умственных умений и действий.

Воспитательные:

-воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной

культуры;

-бережное отношение к окружающему;

-развитие чувств, эмоций высшего порядка.

Развивающие :

-познавательную активность;

-устойчивый интерес к действованию;

-саморегуляцию и самоконтроль;

-внимание, память, мышление;

-ориентировку в пространстве.

По форме проведения игры подразделяются на :

Статические игры (стоя или сидя) развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.

Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.

Игры с речью развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.

Игры-шутки активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений.

Игры-песни развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.

Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щек, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.

Игры-забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.

Игры-загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям.

Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.

По педагогической направленности (для развития психических процессов, влияющих на интеллектуальное развитие дошкольников) музыкально-развивающие игры делят на три группы :

Первая группа — игры на развитие внимания.

Вторая группа — игры на развитие памяти.

Третья группа — игры на развитие мышления.

Игры первой группы развивают свойства внимания : наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематический и речевой слух.

Главными условиями такой игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений.

Согласованность текста с музыкой, движением способствуют координации функциональных систем, участвующих в точной передаче и воспроизведении музыкального образа посредством средств двигательной активности.

Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти : зрительную, двигательную, образно-слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.

Процесс запоминания эффективно протекает в том случае, если в создании образа участвуют двигательные и эмоциональные ощущения, если взрослые помогают детям овладеть средствами и рациональными приемами запоминания, чтобы удержать в памяти информацию и воспроизвести ее в нужный момент.

Игры третьей группы содействуют развитию мышления — умственных действий: сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.

В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые в будущем для успешной учебной деятельности.

Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности : пении, ритмике, игре на детских музыкальных и шумовых инструментах.

Для творческой деятельности характерны такие организационные формы, как:

-сюжетно – ролевые игры;

-игра – импровизирование на детских музыкальных инструментах;

-песенные и танцевальные импровизации;

-театрализованные представления импровизационного характера.

Однако, в исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы, как:

-игра с пением;

-музыкально – дидактические игры, дополненные собственными вариантами;

-сюжетно – ролевые игры (музыкальные игры – сказки, истории, концерт и прочее);

-театрализованные представления с включением элементов импровизации (спектакль – игра);

-импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов и прочего;

-импровизированные ансамбли и оркестры.

Так творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.

Дорогие коллеги, играйте со своими воспитанниками в музыкальные игры! Играйте для души, играйте на здоровье!

Литература:

1. Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. С-пб; Детство-Пресс, 2010, - 650с.

2. Деркунская В. А. Статья «ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка»; журнал «Справочник музыкального руководителя» №2, 2014 г.

3. Костина Э. П. Музыкально-дидактические игры для детей 4-7 лет, предназначенные для развития музыкально-сенсорных способностей. Феникс, 2010 -216с.

4. Скопинцева О. А. Развитие музыкально-художественноготворчества старших дошкольников. Волгоград, Учитель 2010 - с. 111

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Фотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ»Фотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ» Сегодня вряд ли актуален вопрос — нужно ли интерактивное оборудование в дошкольном образовании. Ответ очевиден. Существуют различные.

Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников»Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников» Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспитательная функция.

Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников»Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта "Посткроссинг на МААМ" мои ребята впервые узнали о писателе Павле Петровиче Бажове. Оксана Николаевна.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников»Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников» Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как средство социализации дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной, творческой деятельности дошкольников
Опубликовано: 19 мая 2022 в 12:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной, творческой деятельности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Романенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД