Елена Романенко
Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной, творческой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Воздействуя на чувства и мысли людей,
музыка способствует эмоциональному познанию
окружающей действительности
и помогает её преобразованию, изменению,
что безусловно дает безграничные возможности
для творческой деятельности…»
Публикация «Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной, творческой деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Музыкально-игровая деятельность одна из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитанию личности посредством музыкального искусства. В этой деятельности сочетаются музыка, движение и слово, что является природосообразным способом развития детей.
Этапы развития музыкальной игры в дошкольном детстве привели к поиску классификации детских игр. В разное время и разными педагогами музыкального воспитания осуществлялись подходы к педагогическому управлению процессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципы классификации.
Николай Афанасьевич Метлов (автор книги «Музыка-детям») с воспитательной точки зрения выделил игры с пением. С помощью этих игр педагог развивает у детей музыкальный слух, голос, чувство ритма и умение правильно передавать мелодию. Для воспитания у детей художественного вкуса, радостных эмоций им было предложено проведение в детском саду игр-сказок.
Наталья Алексеевна Ветлугина (автор книг «Музыкальное воспитание в детском саду», «Музыкальный букварь» и др.) научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки.
В дальнейшем разработка этой группы игр нашла практическое применение у педагога-практика Натальи Григорьевны Кононовой (автора книги «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»).
Ирина Леонидовна Дзержинская (автор книги «Музыкальное воспитание младших дошкольников») рассматривала игру как средство педагогического воздействия в условиях приобщения малышей до трех лет к разным видам музыкальной деятельности.
Раевская, Руднева, Соболева, Ушакова (авторы книги «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду») изменили представление об игре, предложив иное осмысление воспитательных задач. Методические разработки музыкально-ритмических игр были направлены на всестороннее развитие музыкальности детей, а именно: развитие эмоциональности, чувства ритма, ощущение музыкальной формы, восприятия, воображения.
Евгения Дмитриевна Макшанцева (автор книги «Детские забавы») предложила новую форму музыкальных игр — игры-забавы. Они способствуют правильному физическому развитию детей, нормальному функционированию опорно-двигательного аппарата.
Людмила Николаевна Комиссарова (автор книги «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников») разработала систему применения наглядных средств при организации и проведении настольных дидактических игр на музыкальном занятии и в повседневной жизни детского сада.
Работая над чистотой интонации у старших дошкольников, Анна Дмитриевна Воинова (автор книги «Развитие чистоты интонации в пении дошкольников») показала значение вокальных игр с элементами дидактичности.
Игры-драматизации, народные игры, театрализованные игры, и другие виды игр в последние десятилетия всё чаще стали использоваться в работе массовых и коррекционно-образовательных дошкольных учреждений.
Обучение в игре и ее развитие происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа обучения:
На первом этапе создается мотивация игры, происходит объяснение ее содержания, детьми осваивается игровое содержание.
На втором идет формирование двигательных, речевых, вокальных навыков.
На третьем — осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.
Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводится без музыки, а затем с музыкальным сопровождением. Цель этих упражнений — подготовить тело ребенка к воспроизведению действия, разогреть мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели, участвующие в возникновении движения.
Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила и задачи, а именно:
Коррекционные:
-развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия; мимической мускулатуры; дыхательной системы; артикуляционного аппарата; свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм); координации движений и нормализации темпа и ритма;
-формирование выразительных средств : интонации, мимики, жестов, движения.
Оздоровительные:
-укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
-развитие моторики : общей, мелкой, артикуляционной;
-развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
-развитие быстроты двигательной реакции.
Образовательные:
-обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
-развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
-формирование умственных умений и действий.
Воспитательные:
-воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной
культуры;
-бережное отношение к окружающему;
-развитие чувств, эмоций высшего порядка.
Развивающие :
-познавательную активность;
-устойчивый интерес к действованию;
-саморегуляцию и самоконтроль;
-внимание, память, мышление;
-ориентировку в пространстве.
По форме проведения игры подразделяются на :
Статические игры (стоя или сидя) развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.
Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.
Игры с речью развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.
Игры-шутки активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений.
Игры-песни развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.
Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щек, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.
Игры-забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.
Игры-загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям.
Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.
По педагогической направленности (для развития психических процессов, влияющих на интеллектуальное развитие дошкольников) музыкально-развивающие игры делят на три группы :
Первая группа — игры на развитие внимания.
Вторая группа — игры на развитие памяти.
Третья группа — игры на развитие мышления.
Игры первой группы развивают свойства внимания : наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематический и речевой слух.
Главными условиями такой игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений.
Согласованность текста с музыкой, движением способствуют координации функциональных систем, участвующих в точной передаче и воспроизведении музыкального образа посредством средств двигательной активности.
Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти : зрительную, двигательную, образно-слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.
Процесс запоминания эффективно протекает в том случае, если в создании образа участвуют двигательные и эмоциональные ощущения, если взрослые помогают детям овладеть средствами и рациональными приемами запоминания, чтобы удержать в памяти информацию и воспроизвести ее в нужный момент.
Игры третьей группы содействуют развитию мышления — умственных действий: сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.
В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые в будущем для успешной учебной деятельности.
Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности : пении, ритмике, игре на детских музыкальных и шумовых инструментах.
Для творческой деятельности характерны такие организационные формы, как:
-сюжетно – ролевые игры;
-игра – импровизирование на детских музыкальных инструментах;
-песенные и танцевальные импровизации;
-театрализованные представления импровизационного характера.
Однако, в исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы, как:
-игра с пением;
-музыкально – дидактические игры, дополненные собственными вариантами;
-сюжетно – ролевые игры (музыкальные игры – сказки, истории, концерт и прочее);
-театрализованные представления с включением элементов импровизации (спектакль – игра);
-импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов и прочего;
-импровизированные ансамбли и оркестры.
Так творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.
Дорогие коллеги, играйте со своими воспитанниками в музыкальные игры! Играйте для души, играйте на здоровье!
Литература:
1. Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. С-пб; Детство-Пресс, 2010, - 650с.
2. Деркунская В. А. Статья «ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка»; журнал «Справочник музыкального руководителя» №2, 2014 г.
3. Костина Э. П. Музыкально-дидактические игры для детей 4-7 лет, предназначенные для развития музыкально-сенсорных способностей. Феникс, 2010 -216с.
4. Скопинцева О. А. Развитие музыкально-художественноготворчества старших дошкольников. Волгоград, Учитель 2010 - с. 111
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.