Елена Машарова
Консультация для воспитателей «Музыкальность и её развитие»
▼ Скачать
Музыкальность и её развитие
Проблемой музыкальных способностей и индивидуальных различий детей занимались многие учёные в разные времена. На основании их исследований можно сделать вывод о том, что музыкальные способности изначально закладываются природой в виде наследственных задатков, которые могут развиться в музыкальные способности при благоприятном воздействии развивающей окружающей среды. Это значит, что важное значение имеют возраст, с которого началось музыкальное развитие, и компетентность педагога, ведущего музыкальное развитие.
Публикация «Консультация для воспитателей „Музыкальность и её развитие“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Начинать развитие музыкальных способностей необходимо с раннего возраста. Для более объективной оценки музыкальности музыкальный руководитель может привлечь к диагностике воспитателей группы. На ранних ступенях развития они могут оценить у ребёнка проявление интереса к звучащей музыке и любопытства к музыкальным звукам. Воспитатели могут высказать свою точку зрения о таких проявлениях музыкальности как:
любознательность и потребность к познанию мира прекрасного (звук, цвет, слово)
радость от процесса познания
тяга к любого рода самостоятельным исследованиям
способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных
готовность отстаивать свою точку зрения даже тогда, когда она противоречит мнению окружающих
стремление к лидерству, которое проявляется в игровой деятельности
наличие чувства юмора
Сравнив результаты совместных оценок, музыкальный руководитель имеет возможность сделать более объективный вывод о музыкальности ребёнка.
Посредством проведения диагностики музыкальных способностей музыкальный руководитель определяет проблемы развития музыкальных способностей у детей, с которыми планирует и проводит коррекционную работу.
Первым этапом этой работы может быть тренировка умения «слушать», «воспринимать музыку» посредством красок, как бы рисуя её, или составляя рассказ о прослушанной музыке. Здесь педагог может проводить прослушивание музыки, не указывая автора произведения и его названия. Ребёнку даётся возможность самостоятельно изобразить или рассказать о возникшем от услышанного образе.
Второй этап строится на основе сформированного у детей представления о том, что каждый человек видит музыкальные образы по-своему.
"Сыграй, как я"
На барабане педагог отстукивает несложный ритмический рисунок. Ребёнок его продолжает или один начинает, а другой продолжает.
"Угадай, что можно сделать под эту музыку"
Исполняется музыка или музыкальный отрывок. Педагог предлагает детям спеть, станцевать и просит показать, что ещё можно сделать под эту музыку. (Что бы дети ни изобразили, их за всё хвалят)
Третий этап – этап отражения музыки в изодеятельности.
"Сюжеты одной темы"
Педагог предлагает детям прослушать два-три музыкальных произведения од-ной темы: «Зима», «Весна», «Осень» и даёт возможность нарисовать её сюжеты. За-тем просит рассказать о них. Из рисунков и рассказов видно, что прослушивание одной темы у детей вызывает различные образы и сюжеты. Например, у одного ребёнка «Зима» - это зимний лес, у другого – Дед Мороз, у третьего – новогодняя ёлка и т. д.
Сформированное умение слушать музыку и одновременно слышать её, реагировать действием на отдельные музыкальные элементы позволяет перейти к выполнению таких творческих заданий, как музыкально-ритмические движения.
"Придумай танец"
Педагог предлагает детям прослушать произведение. Уточняет характер музыки, спрашивает, какие движения будут соответствовать ей. Предлагает желающим при-думать движения. Когда танец готов, участники дают ему название и исполняют.
В работе с детьми большое значение имеет ритм информационной нагрузки. Если ребёнка с раннего детства приучать к необходимости воспитания определённых качеств или получения определённых знаний, то, взрослея, он будет нуждаться в постоянном совершенствовании и углублении их, будет срабатывать заданный с детства ритм стремления к познанию.