Светлана Груздева
Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности, а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. В связи с этим большое место отводится музыке в детском саду, - она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.
Публикация «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Дошкольный возраст очень важен для овладения музыкальной культурой. В возрасте трёх – пяти лет потребность ребёнка проявить себя в творчестве огромна. Поэтому главная задача детского сада – как можно раньше определить направленность личности и создать условия для самовыражения детей, дать им возможность проявить себя в различных видах музыкальной деятельности.
Музыкальные движения — это «продуктивный вид деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения, которые являются основой для накопления музыкально-ритмического опыта. Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляется костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах, играх. Можно проводить упражнения, речевые игры, направленные на активизацию внимания, развитие мелкой моторики, музыкальности и ритмичности движений
Обучение музыкально-ритмическим движениям на занятиях включает несколько этапов.
Целью первого этапа является раскрепощение детей посредством образных музыкально-двигательных упражнений. Методика обучения на данной стадии традиционна: педагог прослушивает вместе с детьми произведение, показывает движения и предлагает выполнить его ребятам. Такой показ движений позволяет воспитанникам своевременно переводить зрительное восприятие движений в двигательную реакцию, совпадающую с музыкальным ритмом.
Творческая активность проявляется по-разному: и тогда, когда дети, слушая музыку, самостоятельно выражают свое эмоциональное восприятие движениями, которых требует музыка; и в тех случаях, когда дети исполняют упражнения с заданными движениями, но придают им выразительность, отвечающую собственному восприятию музыки. В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы от веселых, беззаботных, лиричных, нежных и до энергичных, волевых.
На следующем этапе дети стараются овладеть различными движениями (прыжки, бег, ходьба, пляска, хоровод и др.). На этом этапе происходит работа над образом. Дети сами составляют танцевальные миниатюры, которые позволяют развивать у детей воображение, координацию, умение войти в образ и передать характер героя движениями. Основной задачей данного этапа является осознанное выполнение движений.
Третья стадия заключается в закреплении движений, создании целостного образа и ориентировки в пространстве. Методика совершенствования танцевальных движений направлена, в первую очередь, на качественное исполнение. Работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений, развитие самостоятельной творческой деятельности.
Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен танец. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей (исполнителей и зрителей).
Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.
Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на несколько видов:
а) танцы с зафиксированными движениями;
б) характерные танцы;
в) свободные танцы.
Можно дать детям задание самому придумать танец. Но необходимо предупредить детей, что нельзя повторять движения товарищей, каждый должен самостоятельно придумать и исполнить свой танец. Ребенку, плясавшему лучше всех, педагог, с целью поощрения, предлагает показать свой танец всем присутствующим.
Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками - всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений. Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний.
Работа над выразительностью исполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений начинается до того, как дети овладеют двигательными навыками. В процессе развития танцевальной выразительности дети учатся с помощью языка движений общаться друг с другом в танце, передавать в пластике различные эмоциональные состояния, близкие им по собственному жизненному опыту. Освоив этот материал, дети успешнее овладевают приемами перевоплощения.
Во время занятий очень важно воспитывать внимательное и уважительное отношение детей друг к другу, формировать умение радоваться успехам товарищей и желание помочь в трудной ситуации. Эти факторы также важны при создании творческой атмосферы на музыкальных занятиях, без которых невозможно развитие творческих способностей.
Проявление творческих способностей детей – это итог систематической работы, участие в детских утренниках, развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности.