Татьяна Вишневецкая
Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально – дидактические игры с элементами ТРИЗ- отличный способ в привычной для ребёнка игровой деятельности, активизировать творческое мышление и как следствие – речь ребёнка. Но для того, чтобы начать фантазировать у ребёнка должны быть знания и некоторый опыт. Фантазия возникает на базе реальности. Чем богаче знания и опыт, тем богаче воображение.
Публикация «Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Триз на музыкальных занятиях помимо своей основной задачи- развитие памяти, воображения и д. р. имеет и другую не менее важную задачу: формирование музыкальных способностей :
-Ладовое чувство.
-музыкально –слуховые представления.
- чувства ритма.
Музыкально –дидактические игры можно использовать не только на занятиях,но и в самостоятельной деятельности.
«Что умеет делать?»
Правила игры
Объект отгадать с помощь загадки. Дети должны определить, что умеет делать объект или что можно сделать с его помощью.
Ход игры
Музыкальный руководитель : Что может деревянная ложка?
Дети: Ложкой едят, мешают еду в кастрюле. Деревянную ложку можно разрисовать красками. На деревянных ложках можно играть музыку (стучать).
«Мои друзья»
Правила игры
Музыкальный руководитель предлагает одним детям взять деревянные инструменты (заместители) – ложки, палочки, кубики, «копытце», другим детям металлические инструменты – колокольчики, треугольники. Музыкальный руководитель выбирает любое свойство этих инструментов и называет его. Дети, музыкальные инструменты (заместители) которых имеют это свойство, играют на нём.
Ход игры.
Музыкальный руководитель :
Я - дождик. Мои друзья – лёгкие капельки, которые скачут по лужам.
Играют дети, у которых колокольчики и треугольники.
Музыкальный руководитель : Я – лошадка. Мои друзья копытца, которые скачут по дорожке. (играют дети с деревянными муз. инструментами (заместителями)
«Кого встретил колобок»
(игра на развитие тембрового чувства)
Ход игры
Дети стоят по кругу, в середине водящий с мячом – «колобком».
Водящий бросает играющим мяч и называет персонажа из сказки: заяц, медведь, волк, дед, баба, лиса. Тот, кто ловит мяч, должен проговорить «Колобок, колобок, я тебя съем» голосом с интонацией предложенного персонажа.
«Игра на закрепление знаний о музыкальных жанрах.»
Ход игры
На столе лежат предметы, характеризующие музыкальные жанры : платок, лёгкий шарф, палочки, микрофон. Звучат небольшие музыкальные отрывки марша, танца (полька, вальс, плясовая, песни. Водящий должен выбрать предмет, подходящий к прозвучавшей музыке и выполнить с ним какие-то действия.
Например:
платок - танец
лёгкий шарф – вальс
палочки – марш
Игра «Иду я на концерт»
Цель: учить выделять признак объекта и обобщать группы объектов по этому признаку.
Ход игры:
игра проводится с подгруппой детей, используя объект, музыкальный руководитель определяет для себя, какой (например, песни В. Шаинского).
Я иду на концерт, и буду слушать произведение «Чунга-чанга». Кто пойдет со мной на концерт?
Дети понимают, что должны называться песни В. Шаинского, и говорят свой вариант. Через 3 – 4 ответа музыкальный руководитель повторяет ответы детей, чтобы не было повторов. В конце игры делается вывод : мы сегодня слушали произведения В. Шаинского. Кто называет неправильно, «на концерт» не пойдет.
Можно идти на концерт других композиторов, на концерты народных инструментов, только струнных, только духовых и т. д.
«Наоборот»
Цель: закрепление словарного запаса, музыкальных терминов.
Ход игры : игра заключается в том, что педагог (а со временем и сами дети) кидает мяч по очереди каждому ребенку, называя антоним из какой-нибудь пары. Ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом парный антоним.
Непонятные слова воспитатель обязательно должен объяснить.
Веселый – грустный (печальный);
Громко – тихо;
Минор – мажор;
Далеко – близко,
Форте – пиано,
Высоко – низко и т. д.
Игра с «Кольцами Луллия»
Цель: закрепление названий музыкальных произведений и их авторов, определение на слух музыкальных инструментов, закрепление словаря, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки.
Ход игры : Кольца Луллия состоят из 3-х кругов, разделенных на 8 секторов.
Большой круг – 8 слов, характеризующих эмоционально-образное содержание.
Средний круг – 7 секторов с изображением героев музыкальных произведений, 1 сектор —? (новое произведение).
Малый круг – 7 секторов с изображением музыкальных инструментов, один сектор —? (прозвучавший инструмент в отрывке музыкального произведения и не изображенный на круге).
Дети крутят средний круг, выпадает сектор с изображением какого-либо героя. Затем прослушивается отрывок из этого музыкального произведения. Ребята выбирают характер музыки и музыкальный инструмент, который звучал.
Пример: если ребята хорошо знают музыкальное произведение, то оно не прослушивается, но обговаривается та часть музыкального произведения, про которую говорит ребенок.
Примечание: количество кругов может увеличиваться в соответствии с количеством рассматриваемых признаков.
«Да — нет» на загаданный объект.
Цель: учить сужать поле поиска, классифицировать музыкальные инструменты и музыкальные произведения.
Ход игры:
Педагог загадывает музыкальный объект, дети с помощью вопросов определяют его. Вопросы направлены на определение:
вида музыкального инструмента (духовые, клавишные, ударные, струнные и др.);
после уточнения вида определяется способ звукоизвлечения (смычковый, щипковый и др.);
материала (дерево, металл, пластик, кожа, керамика и др.);
при необходимости определяется форма (инструмента и его части, размер (в сравнении с конкретным предметом, способ игры (руками, ногами, губами и т. д.).
Примечание: первый вопрос всегда определяет вид инструмента, последовательность других не имеет значения.
«Раз, два, три … ко мне беги!»
Цель: упражнять в сравнении систем и подсистем.
Ход игры:
педагог раздает всем играющим картинки с изображением музыкальных инструментов. (В зависимости от возраста содержание картинок меняется). «Раз, два, три, все, у кого есть смычок ко мне беги!» подбегают те дети, у которых на картинке изображен струнный смычковый инструмент. «Раз, два, три, все ударные инструменты ко мне беги!» «Раз, два, три, все кто сделан из дерева ко мне беги!» и т. д.
Примечание: в более старшем возрасте можно использовать задания на надсистему? «Раз, два, три, все народные инструменты ко мне беги!»