эля хайбрахманова
Конспект игровой совместной деятельности с детьми «Музыкальная экспериментальная лаборатория» для старшего возраста
▼ Скачать +Заказ
«Конспект игровой совместной деятельности с детьми
старшего дошкольного возраста «Музыкальная экспериментальная лаборатория»
Цель: Создание условий для формирования у детей развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками.
Обучающие задачи:
Публикация «Конспект игровой совместной деятельности с детьми „Музыкальная экспериментальная лаборатория“ для старшего возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Обучать детей умению устанавливать причинно – следственные связи.
Способствовать формированию у детей любознательности, к самостоятельному познанию и размышлению.
Закреплять элементарные представления о природе возникновения звуков.
Развивающие задачи:
Формировать представления детей о звуке, его движении.
Развивать творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.
Развивать элементарные представления об основных физических свойствах звука
Воспитательные задачи
Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.
Ход:
Дети входят в музыкальный зал, оформленный под музыкальную лабораторию.
(На экране слайд презентации)
Музыкальный руководитель
Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу предложить вам отправиться в необычное путешествие в страну звуков. Вы готовы? А наблюдают сегодня за нами это мои коллеги. Будем вежливы и поздороваемся с ними!
Звучит песня – приветствие «Здравствуйте!»
Музыкальный руководитель : итак, давайте знакомиться: я профессор музыкальных наук, вы мои юные помощники, и вы пришли ко мне в музыкальную лабораторию! А вы знаете кто такие ученые люди?
(На экране возникает слайд с фотографией учёного)
ПОД:. (Учёные изучают всё новое и необыкновенное. Они занимаются наукой)
Профессор музыкальных наук (ПМН) : А что такое наука вы знаете?
ПОД: (наука — это познание. Это изучение различных предметов, явлений.)
ПМН: Все ученые работают в специальных лабораториях. (На экране появляется фотография научной лаборатории.)
Вот и у меня есть лаборатория, но необычная, а музыкальная.
- Ребята, про учёных мы всё выяснили, а теперь скажите мне, пожалуйста, кто такие композиторы?
ПОД:….
( На экране появляется картинка с изображением сказочного композитора: - Друзья мои, у меня случилась беда, я растерял все свои нотки и теперь музыка у меня не пишется. Помогите мне)
- Поможем незадачливому композитору отыскать его ноты? А для того, чтобы найти потерянные ноты, нам придётся провести научные исследования. А что мы будем изучать вы узнаете, отгадав мою загадку:
- Их нельзя увидеть не возьмешь их в руки,
Можно только слышать, что же это? (Звуки).
Звуки очень любят играть в прятки с детьми. Поиграем с ними? А поможет нам моя музыкальная лаборатория, в которой я изучаю свойства звуков. Здесь у нас найдутся приборы – помощники (показывает детям приборы на столах). И если мы отыщем все звуки, у нашего композитора в нотной тетради появятся потерянные нотки, и мы сможем послушать музыку, которую он написал. Посмотрите, пожалуйста, на экран, сейчас его нотная тетрадь, в которой он записывает свою музыку, абсолютна пуста. (На экране появляется изображение пустого нотного стана)
- А сначала, раз, два, три, четыре, пять - приглашаю поиграть!
Игра «Что звучит?»
У меня есть чудесная шкатулка. Она полна самых разнообразных звуков: это звуки природы, звуки дома, звуки улицы. С помощью этой шкатулки мы можем отправиться в путешествие. Посмотрите на указатель (расставляет указатели) : можно отправиться на природу – к морю, в лес, к речке, можно прогуляться по шумным улицам города, а можно отправиться домой, в тепло и уют. Когда я буду открывать шкатулку, и зазвучат звуки, вы должны определить какой это звук: звук природы, звук дома, звук улицы, - и образовать вокруг этого указателя круг.
ПМН: Ну, вот теперь мы готовы к экспериментам. Добро пожаловать на первый эксперимент.
Эксперимент 1 «Откуда рождается звук?»
ПМН: приглашаю подойти Вас к 1 столу. Ребята, скажите пожалуйста, вы может знаете, как возникает звук? Что такое звук? На эти вопросы нам поможет ответить первый эксперимент. Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него 1 раз. Что вы чувствуйте? Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно. Звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали? Теперь давайте прислушаемся к своему телу. Ладонями обхватим свое горло и произнесём своё имя. Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат голосовые связки, которые похожи на натянутые струны, ниточки. Какой же, вывод, мы можем сделать? Звук можно почувствовать.
Посмотрите в моих руках музыкальный инструмент укулеле (показывает) представим, что это наше горлышко. А струны, которые натянуты на укулеле, это наши голосовые связки. Для того, чтобы спеть или сказать слово, надо чтобы «эти ниточки – струны», т. е. голосовые связки задрожали. Я аккуратно потрогаю струны, начнётся вибрация и появится звук (показывает). Давайте попробуем поэкспериментировать. Возьмите в руки коробочки с натянутыми на них резиночками и представьте, что это наше горлышко. Тихо потрогайте свои голосовые связки – резиночки (дети экспериментируют) Что мы слышим? (ответ) Давайте подёргаем резинки сильнее? (ответ) Правильно, воздух колеблется сильнее и голос или звук становятся громче.
Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.
ПМН: Почему звук прекратился?
ПОД :.(Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает).
ПМН: Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)
- Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.
Мы извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется).
ПМН: Как прекратить звук?
ПОД:.(Остановить колебания линейки рукой).
ПМН:.Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает когда?
ПОД:.(только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется).
ПМН Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание?
ПОД:. На волну. (зарисовать волну на доске)
ПМН: Совершенно верно. Звук – это что? (волна). И сейчас чтобы закрепить наши знания о звуках, я предлагаю вам поиграть в музыкальную игру «Эхо» в которой начало музыкальной фразы мы будем прослушивать, а повтор мы с вами будем проигрывать на клавессах.
Музыкальная игра «ЭХО»
ПМН:. Когда песенка звучала громче
А когда тише? Значит, какой вывод мы сделаем? Чем сильнее движение и вибрация воздуха, тем сильнее и громче звук.
Вот мы и выполнили первый эксперимент! Нашли первую нотку для композитора!
(На экране появляется первая нотка.)
Вслушайся – весь мир поет:
Шорох, свист и щебет
Музыка во всем живет
Мир её волшебен!
Эксперимент 2 «Звуки разные нужны, звуки разные важны»
ПМН:. Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку. Усаживайтесь поудобнее, и внимательно слушайте. Жили-были 3 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети? (пластмассовый).
-Затем подошел к другому, постучал (деревянный)
- К третьему (стеклянный)
- К четвертому (металлический)
Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся.
Ну, а теперь давайте разомнёмся!
Раз, два, три, четыре, пять - звуки мы идем искать.
Ребята, посмотрите на моем лабораторном столе стоят разноцветные стаканчики. Из какого материала они сделаны? Кто знает? Предлагаю вам взять в руки по 1 карандашу. И попробовать извлечь звук.
(Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)
ПМН:.Молодцы ребята! Предлагаю поиграть на наших разноцветных стаканчиках, возьмите в руки по два стаканчика, а на помощь к нам придет музыка. Усаживайтесь поудобнее и мы начинаем.
Исполняется музыкальный оркестр на стаканчиках «Полька»
ПМН:. Молодцы ребята у нас свами отличный оркестр получился! Какой можно сделать вывод? (Различные предметы издают различные звуки). (зафиксировать результаты эксперимента на доске).
ПМН:. Мы нашли вторую нотку для композитора? Посмотрим на экран.
(На экране появляется вторая нотка.)
Эксперимент 3 «Поющая вода».
ПМН: настало время 3 эксперимента. Подходите к столу номер 3. Что мы с вами видим? Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них?
ПОД:.(Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные).
ПМН: Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по сосудам. Какие звуки издают?
ПМН:. А как сделать, чтобы звук изменился? (добавить воды). Возьмите кувшины с водой и вылейте немного воды в сосуд. Посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас? (В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды).
ПМН: Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у 1 и 8 сосудов с разным количеством воды.
ПМН: Что вы сейчас можете сказать о звуках. (Звучание разное).
ПМН: Давайте теперь постучим по 1,4,8 сосудам. Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему?
ПОД:.(Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные).
ПМН: Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх.
(Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему).
ПОД. :(Издаваемый звук уходит постепенно вверх).
ПМН: Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам от меньшего количества воды к большему.
ПОД:. Меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.
Звук постепенно уходит вниз.
ПМН: Какой вывод можно сделать? (Звуки можно извлекать из предметов и изменять) Ребята предлагаю сейчас закрепить результат, а нам в этом помогут воздушные шарики.
Проводится игра на воздушных шарах «Шарики»
Молодцы, ребята! Мы нашли третью нотку для нашего композитора, посмотрите на экран!
(На экране появляется третья нотка.)
ПМН: (Дети вместе с педагогом проходят к четвёртому столу. На столе заготовки ноток и фломастеры).
Посмотрите, на столе лежат какие-то музыкальные нотки. Но они белые и совсем не музыкальные. Что же нам делать? Можно взять фломастеры и раскрасить наши нотки. (Дети за столами и раскрашивают нотки под музыку, которую слушали в начале занятия (П. И. Чайковский «Вальс цветов»). После этого все нотки размещаются на магнитной доске. Дети вместе с педагогом рассматривают их, дети рассказывают о том, каким они представляют звук).
ПМН: Ребята, вы замечательно изобразили звуки! Посмотрите, все ваши нотки заняли свои места на нотном стане! (На экране появляется слайд с оставшимися нотами)
ПМН: Ребята, мы помогли нашему композитору? Он доволен и готов дать послушать нам свою музыку! Устраивайтесь поудобнее на ковре и послушаем мелодию, которая получилась, благодаря нашей работе.
Релаксация.
Дети, слушают отрывок из сюиты К. Дебюсси «Лунный свет».
ПМН (после окончания музыки) : Вот мы и отдохнули, наши ручки просыпаются (дети поднимают руки, просыпаются ножки (дети шевелят ножками). Вот и ребята проснулись, сладко потянулись.
Вы смогли выручить из беды сказочного композитора. А что нового узнали? Расскажите мне, пожалуйста, что вам сегодня понравилось, что запомнилось. (Дети делятся впечатлениями о проведённом занятии) :
- Откуда берётся звук? Все ли предметы одинаково звучат? Какие бывают звуки? (звонкие, глухие, низкие, высокие).
- Я очень рада, что вам понравилось наше путешествие. Благодарю вас за вашу работу! До свидания!