Седова Зоя
Консультация «Музейная педагогика в развитии ребенка-дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музейная педагогика в развитии ребенка-дошкольника»
Коллектив МБДОУ «ЦРР-ДС «Сказка» создает и совершенствует современную, приближенную к домашней обстановке, комплексную пространственную предметно-развивающую среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Одним из направлений воспитательно-образовательного процесса МБДОУ «ЦРР-ДС «Сказка» является музейная педагогика.
Публикация «Консультация „Музейная педагогика в развитии ребенка-дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
К сожалению, в наше, современное время, посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства, науки и многие другие стали неотъемлемой частью культурной жизни человечества.
А что делать, если нет возможности пойти в музей? К сожалению, эта проблема существует не только в поселке Северомуйск, но и в других населенных пунктах нашей огромной страны.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
В настоящее время, посредством данного направления, мы ищем партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.
Неоценимая значимость данной педагогической технологии в том, что предметная среда окружающего мира играет роль педагога.
Ведущая линия музейной педагогики МБДОУ «ЦРР-ДС «Сказка» – осмысление подходов к познанию детьми и взрослыми музейного пространства, развитие партнерских отношений. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».
Главный ориентир в организации мини-музея «В гостях у Сказки», на базе МБДОУ «ЦРР - ДС «Сказка" – построение диалогического взаимодействия всех участников воспитательно- образовательных отношений в музейной среде, которая способствует развитию у ребенка – дошкольника, исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Принципы построения музейной экспозиции :
-наглядность;
-доступность;
-динамичность;
-содержательность;
-гуманизм;
-интерактивность.
Формы работы, которые мы используем в организации выставок мини-музея :
-обсуждение тематики выставки (дети, педагоги, родители, совместный подбор материала, совместное придумывание экспозиции, совместное выполнение);
-экскурсии для детей и родителей;
-самостоятельное рассматривание экспонатов;
-работа по пополнению музея экспонатами;
-творческие игры, образовательные путешествия с привлечением родителей воспитанников;
-чтение художественной литературы;
-исследовательская деятельность, экспериментирование;
-музицирование;
-просмотр мини-презентаций.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творчески –познавательной активности. Поэтому, очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев (игры-развлечения, игры-путешествия, игры -графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений и. т. д.).
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Музейная педагогика приобщает детей и взрослых к культурно – историческому наследию своей страны – средства формирования патриотических чувств и духовно – нравственного развития; к миру общечеловеческих ценностей, истории, формирует художественно- эстетический вкус.
Многолетний опыт работы МБДОУ «ЦРР-ДС «Сказка» показывает, что метод проекта «Мини-музеи в детском саду» актуален и эффективен. Ребенок подготавливается к взрослой жизни через игру, с помощью музейных средств, приобщая свою семью.
В процессе создания маленького музея, педагоги ДОУ «примерили» на себя роли дизайнеров, художников, музееведов, историков. В стенах музея маленькие посетители, вместе с педагогом, путешествуют по интересному и увлекательному миру, погружаясь в атмосферу необычных экспонатов. Экспонаты музея - «говорящие» предметы, являющиеся помощниками в раскрытии сущности абстрактного культурологического или философского понятия («время», «культура», «музей», «реликвия» и т. д.).
Хочется отметить, то, что в обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец композиции. Причем, не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка.
Мини-музей «В гостях у Сказки» стал неотъемлемой частью пространственно предметно - развивающей среды нашего детского сада. Мы наблюдаем, что у дошкольников, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом, модифицируется мыслительная деятельность, дети более свободно оперируют образами.
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.