Гришина Александра
Мотивация учащихся в группе продлённого дня к учебному процессу. Роль внеурочной деятельности в жизни школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие учебной мотивации учащихся в группе продленного дня происходит через выполнение режима дня: это питание санитарно-гигиенические паузы, прогулка, внеурочная деятельность, и занятия по интересам.
Для становления положительной устойчивой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе.
Публикация «Мотивация учащихся в группе продлённого дня к учебному процессу, Роль внеурочной деятельности в жизни школьников» размещена в разделах
Сегодня для образовательного учреждения актуальным является вопрос организации внеурочной деятельности по-новому, в ходе которой «учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия. В результате они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Тематические беседы, рассказы, посещение выставок, расширяют кругозор детей.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность учащихся. Теоретическая часть даётся в форме бесед с использованием ИКТ. Изложение учебного материала имеет эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приводит детей к высшей точке удивления и переживания. На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “делай как я”, выполняет роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего, какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем, интернет-ресурсов, копировальной техники и другие виды изобразительной наглядности увеличивают время на занятиях на практическую деятельность, позволяют наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. Система отслеживания и оценки результатов обучения и воспитания детей проходит через участие в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создании портфолио. Учитель - воспитатель – это человек, в чьих руках самое дорогое, самое нежное и ранимое на Земле – дети. Передать им определённый объём знаний, указать истину – не так уж сложно. Главное в том, чтобы развивать интерес к познанию, стремление собственными усилиями найти правильный ответ или решение. Именно эти навыки помогут, выходя в большую жизнь, не потеряться в ней, найти свой путь и занять достойное место.
Внеурочная деятельность включает в себя также внеурочные учебные занятия,организуемые, как правило, в форме предметных кружков, факультативных занятий, индивидуальные занятия по предмету.
Внеурочная деятельность на уровне класса организуется классными руководителями, воспитателями при активном участии самих школьников и с привлечением родителей. На уровне параллели классов или на общешкольном уровне внеурочная деятельность организуется заместителем директора по воспитательной работе, педагогами-организаторами, с помощью педагогов дополнительного образования совместно с учащимися, проявивших интерес к тому или иному мероприятию.
Основными формами внеурочной деятельности массового характера являются социально значимые дела, трудовые акции, вечера, дискотеки, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, посещение театров и музеев с последующим обсуждением увиденного, КТД, а также праздники, которые могут быть центральным ядром, объединяющим различные сферы жизнедеятельности школы (учебную и внеурочную деятельность, дополнительное образование, неформальную социокультурную деятельность).
Групповыми формами внеурочной деятельности могут быть различные объединения детей и подростков, (а также детско-взрослые объединения) клубного характера – кружки, секции.
Индивидуальные формы внеурочной деятельности – творческие проекты по различным направлениям: художественным, общекультурным, научным, техническим и др.
При организации внеурочной деятельности учитываются социокультурные и национально-региональные особенности, общешкольные традиции, интересы учащихся определенной ступени школы (начальной, средней, старшей).
Внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между одноклассниками, между учащимися и классным руководителем, между разными группами в классе. Это возможность создания ученического коллектива и органов самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности :
- расширение общекультурного кругозора;
-формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
- включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
- формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
- развитие социальной активности и желания реального участия в общественно значимых делах;
- помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
- создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.
Внеурочная работа не только тесно связана с дополнительным образованием, но переплетается с ним тогда, когда дело касается создания условий для развития разнообразных интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Общешкольные праздники, коллективные дела, социально значимые акции также являются полем их пересечения, т. к. в них принимают самое активное участие члены творческих коллективов и педагоги дополнительного образования.
Для того, чтобы эта связь была более понятна, дадим определение школьного дополнительного образования, которое является подсистемой дополнительного образования детей, строится на его основных принципах и гуманистических идеях; реализуется в различных творческих объединениях школьников на основе дополнительных образовательных программ. Оно, во-первых, стимулирует школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др., на реализацию своих способностей в учреждениях дополнительного образования детей, учреждениях культуры и спорта на более высоком уровне; и, во-вторых – компенсирует отсутствие в общем образовании тех или иных учебных курсов (в основном гуманитарной направленности, которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов.
Представляется вполне реальным развитие такого образовательного пространства в школе, в котором гармонично сочетались бы основное образование, внеурочная деятельность, дополнительное образование детей. Тем более, что успешный опыт школ-комплексов, образовательных центров, школ полного дня убедительно доказал эффективность подобной организации жизнедеятельности школы, ее актуальность и перспективность.
Литература
1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А. Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18-22.
2. Бахчиева, О. А. Государственная система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения [Текст] / О. А. Бахчиева // Внешкольник. – 2010. – № 1. – С. 27-31.
3. Вяземский, Е. Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности [Текст] / Е. Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 8. – С. 4-13.
4. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников : методической конструктор [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
5. Данилюк, А. Я. Духовно- нравственное воспитание российских школьников [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Педагогика. – 2009. – №4. – С. 55.
6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] : проект /РАО; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2008. – 39 с. — (Стандарты второго поколения).
7. Логинова, Л. Г. Сохранение качественной определенности дополнительного образования детей в системе образования России [Текст] / Л. Г. Логинова // Проблемы современного образования. – 2011 – №3. – С. 48-55 Режим доступа : www.prmedu.ru/
8. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] // Воспитание школьников. – 2009. – № 8. – С. 10-16.