СВЕТЛАНА БЕЗУГЛАЯ
«Монтессори-материалы своими руками, используемые в «зоне практической жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию Монтессори - материалов для реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
1. Расширить знания педагогов о возможностях использования материала М. Монтессори при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
2. Вызвать у участников мастер-класса интерес к системе М. Монтессори.
3. Апробировать с педагогами несколько упражнений с использованием Монтессори-материалов.
Ход мастер-класса.
Вводная часть
Темочки:
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Сделанный своими руками Монтессори – материал, используемый в «зоне практической жизни». Я хочу познакомить вас с этим материалом, а в процессе практической деятельности показать его использование при выполнении ряда упражнений.
2. Теоретическая часть
Монтессори-группа охватывает ряд зон - это «зона практической жизни», сенсорная, математическая, языковая, космическая. Но особое значение для маленьких детей 3-4 лет имеет «зона практической жизни». Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Он учится самостоятельно одеваться, раздеваться, ухаживать за одеждой, обувью, правильно мыть руки, чистить зубы, подметать пол, вытирать пыль, ухаживать за растениями. Упражнения практической жизни включают в себя также материалы, которые можно использовать для переливания, пересыпания и сортировки предметов, - всего того, что развивает движения руки и является подготовкой к освоению письма, чтения и математических абстракций. Очень важно, чтобы весь материал, которым пользуется ребенок, был настоящим, а не игрушечным. В обыденной жизни ребенок постоянно наблюдает, как этими предметами пользуются его родители. Но согласитесь, нашим детям часто приходится слышать: «Ты еще маленький!», «Подрастешь, тогда и будешь делать все сам». Именно по этой причине эти предметы так привлекательны для малышей. А вот в Монтессори – группе дети скорее услышат: «Ты уж взрослый и вполне можешь справиться с этой задачей сам». Учитель должен просто показать, как правильно обращаться с тем или иным материалом, или дать, говоря языком методики, презентацию.
Я хотела бы предложить несколько наиболее простых упражнений из «зоны практической жизни», способствующих развитию координации движений, концентрации внимания, развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. Когда я подбирала материал к этим упражнениям, то постаралась, чтобы он выглядел эстетично, красиво, ярко. Чтобы такой материал «звал» ребёнка, предлагая ему поработать с собой.
1. Упражнение»Декоративная бутылочка»-пересыпание крупы через воронку
Для выполнения работы необходим следующий материал: поднос с пустой прозрачной стеклянной бутылочкой, а также 6 прозрачных баночек с рисом следующих цветов: красный, синий, желтый, оранжевый, фиолетовый, зеленый, карточки с разными вариантами сочетания цветов, воронка, клеенка. При выполнении этого упражнения детей интересует шум и поток риса при пересыпании, как рис исчезает из одного сосуда, и как появляется в другом в виде интересного рисунка. Ребенок учится пересыпать рис из баночки в баночку через воронку.
Незаметно для себя он анализирует сложные движения, правильно подбирает цвета, запоминает последовательность действий, контролирует и координирует движения, удерживает равновесие, становится самостоятельным.
1. Презентация материала.
Ребенок и педагог приносят на рабочее место поднос с материалом. Педагог садится справа от ребенка. Она предлагает ему показать, как пересыпать разноцветный рис из одного сосуда через воронку в другой сосуд в определенной цветовой последовательности. Она выбирает карточку с понравившимся сочетанием цветов и кладёт её горизонтально, справа от себя (полоски на карточке расположены вертикально). После берет баночку одну из 6 цветов, открывает её и ставит рядом с цветом соответствующим цвету на карточке (слева на право). Крышку кладет отдельно от баночки таким образом, чтобы крышка располагалась той стороной, где стоит метка цвета риса в этой баночке. Так проделывает всю операцию с цветами соответствующей карточки. Берёт и ставит перед собой пустую бутылочку, вставляет в неё воронку и начинает пересыпать рис. В бутылочке рис должен соответствовать цвету на выбранной карточке и следовать в той же последовательности. После того, как бутылочка будет наполнена, она ставит её на поднос. Затем наполняет пустые банки новым материалом, закрывает крышками, соответствующими цвету наполнителя, и убираем все баночки и карточку на поднос. После завершения работы презентация всегда должна дополняться бутылочкой (пустой);
Далее ребенок выполняет работу самостоятельно.
Контроль ошибок: просыпание на поднос зерен; рис не соответствует цвету на выбранной карточке или следует не в той последовательности;
Упражнение»Разноцветные шарики»-перекладывание предметов с помощью ложки (пинцета).
Следующее упражнение, которое мне хотелось бы вам предложить, является одним из самых необходимых в самостоятельной жизни ребенка. И вот почему. Ребенок учится самостоятельно кушать, сначала ручками, а потом с помощью ложки. И потому упражнения в перекладывании маленьких предметов, в обращении с ложкой, пинцетом являются особенно важными упражнениями для маленьких детей.
Для упражнения нам понадобятся разноцветные емкости, сортировочный материал - у нас это заранее приготовленные совместно с детьми разноцветные шарики из пластилина, ложка.
Ребенку нужно разложить шарики в емкости соответствующего цвета с помощью ложки.
Во время работы у ребенка развивается мелкая моторика и координация, ребенок учит цвета и осваивает навык владения столовыми приборами. Вместо ложки можно использовать пинцет или чередовать два этих инструмента.
Презентация материала.
Педагог и ребенок приносят поднос с материалом и ставят на рабочий столик. Педагог садится справа от ребенка. Она обязательно озвучивает цель работы:»Нам нужно разложить шарики из пластилина с помощью этой ложки в свои домики - баночки. Сначала я покажу тебе, как нужно это делать, а потом ты попробуешь это сделать самостоятельно».Педагог берет с подноса ложку, наполняет ее шариком определенного цвета и,приподнимая и перенося слева на право, опрокидывает шарик в плошку соответствующего цвета. И так шарик за шариком. Ребенок может подхватить ее действия и продолжить работу самостоятельно. Если малыш еще не очень хорошо справляется с ложкой, педагог ясно показывает ему, как ее держат, отдельно – положение каждого пальца.
Контроль ошибок: цветовое несоответствие.
Упражнение «Покорми колобка»-проталкивание мелких предметов в отверстие
Следующее упражнение, которое мне хотелось бы вам предложить – это упражнение «Покорми колобка». Кормить можно и птичку, и собачку, и коровку – любое животное, которое заинтересует ребенка. Для изготовления материала для этого упражнения нам понадобится пластиковый контейнер. На крышку наклеиваем изображение мордочки колобка, предварительно вырезав ножом небольшое отверстие в районе рта.
Суть упражнения в том, чтобы накормить колобка. Для этого ребенок учится проталкивать пальчиком в «рот» любые мелкие предметы - это могут быть семечки, фасоль, горох, сухие макароны. Эти предметы должны быть немного больше отверстия, для того, чтобы ребенок прикладывал усилие, просовывая предметы в отверстие. Это упражнение тренирует не только мелкую моторику рук, но и глазомер, внимание, терпение.
Презентация материала
Ребенок вместе с педагогом приносит материал за стол. Правой рукой берем корм для колобка и вкладываем его в отверстие-«ротик». Опускаем предмет. Берем следующий. Далее ребенок работает самостоятельно.
Контроль ошибок: в плошке с кормом должны остаться предметы, которые не соответствуют размерам отверстия – «рта».
Упражнения с прищепками
Еще в свое время Мария Монтессори предлагала обратить внимание на обыкновенные бельевые прищепки, как на отличный и легко доступный тренажер для пальчиков. Ну а связь ПАЛЬЧИКИ - МОЗГ уже давно исследована и описана как физиологами, так и психологами. Работа с прищепками в Монтессори – группе ребенок начинает, когда учится стирать белье. Каждый раз после выжимания он вывешивает вещь на сушилку и закрепляет ее прищепкой.
Работа с прищепками развивает мелкую моторику рук, особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их речевого опыта.
Поэтому прищепки могут занять почётное место на полке среди другого дидактического материала.
Но давайте посмотрим. У нас в руках самая обыкновенная бельевая прищепка. Нажимаем на длинные кончики прищепки так, чтобы она с другой стороны раскрылась. Похоже, как будто кто-то открывает рот. Стоит для этого взять зеленую прищепку, и нам сразу становится понятно, что это «настоящий крокодил». А теперь прицепим нашего крокодила к желтому кружочку. Что ж, сразу вспоминаются строки К. Чуковского:
"Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил! "
А теперь цепляем прищепки к разноцветным кружкам и получаем самые разные цветы: васильки, подсолнухи и т. д., и, конечно же, солнышко с желтыми лучиками. Вот так, незаметно для ребенка, а главное, увлекательно, мы способствуем развитию конструктивного мышления. Продолжаем фантазировать дальше. Возьмем зеленый треугольник и прикрепим к его краям зеленые прищепки-веточки. Получилась ёлочка
Таким образом, у нас получаются все новые и новые интересные идеи
Сюжеты игр с прищепками могут быть самыми разнообразными. Ребенок должен иметь возможность творить - «рисовать» картину из составленных с помощью прищепок картинок.
Я предлагаю несколько упражнений с прищепками.
Первое упражнение -«Зубастики». Наша цель: упражнять детей в сличении предметов по цвету, закрепить названия основных цветов, развивать мелкую моторику рук.
Для упражнения нам понадобится : четыре прищепки основных цветов, силуэ-ты помидора, груши, сливы, огурца, приклеенные к кругу из картона.
Каждый ребенок «угощает» зубастиков овощами и фруктами, озвучивая свои действия
— Жили-были разноцветные зубастики красного, желтого, зеленого и синего цвета. Зубастики любили все грызть. Но каждый зубастик выбирал предметы только своего цвета:
Красный зубастик ест помидор.
Желтый за грушей полез на забор.
Синий ест сливу: вот молодец!
Зеленый зубастик ест огурец.
Контроль ошибок: цветовое несоответствие.
Следующее упражнение - «Кто что ест?». Цель педагога: научить ребенка работать с прищепками, тем самым развивая мелкую моторику рук и способствуя обогащению речевого опыта ребенка.
Для выполнения этого упражнения нам необходим следующий материал: круг из плотного картона с приклеенными на него картинками (корм для животных,прищепки с мордочками животных. Всего восемь мордочек животных и восемь видов пищи.
Ребенку предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных на круг с видами пищи такой, какое ест именно это животное.
С обратной стороны на круге написаны названия этих животных. Старшие дети могут прочитать названия. А для детей младшего возраста можно с обратной стороны нарисовать правильный ответ -таким образом осуществляется контроль ошибок.
Практическая часть
Я вам рассказала о материалах, которые используются в Монтессори –группах, и хочу предложить вам поработать с ними самостоятельно. Мне нужно четыре человека: один для создания декоративного сосуда с использованием разноцветного риса, второй – для упражнения с разноцветными шариками из пластилина, третий - для работы с прищепками, четвертый-для работы с пособием «Накорми колобка».
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Я вам предложила ряд упражнений из зоны «практической жизни», которые широко используются в Монтессори - группах для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму.
Если вам понравился мой мастер – класс и вы будете это использовать в своей работе – поставьте в декоративную бутылочку голубенький цветочек. Ну,а если это всё вас совсем не тронуло – беленький цветок.
Спасибо за внимание!
Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию Монтессори - материалов для реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
1. Расширить знания педагогов о возможностях использования материала М. Монтессори при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
2. Вызвать у участников мастер-класса интерес к системе М. Монтессори.
3. Апробировать с педагогами несколько упражнений с использованием Монтессори-материалов.
Ход мастер-класса.
Вводная часть
Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Сделанный своими руками Монтессори – материал, используемый в «зоне практической жизни». Я хочу познакомить вас с этим материалом, а в процессе практической деятельности показать его использование при выполнении ряда упражнений.
2. Теоретическая часть
Монтессори-группа охватывает ряд зон - это «зона практической жизни», сенсорная, математическая, языковая, космическая. Но особое значение для маленьких детей 3-4 лет имеет «зона практической жизни». Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Он учится самостоятельно одеваться, раздеваться, ухаживать за одеждой, обувью, правильно мыть руки, чистить зубы, подметать пол, вытирать пыль, ухаживать за растениями. Упражнения практической жизни включают в себя также материалы, которые можно использовать для переливания, пересыпания и сортировки предметов, - всего того, что развивает движения руки и является подготовкой к освоению письма, чтения и математических абстракций. Очень важно, чтобы весь материал, которым пользуется ребенок, был настоящим, а не игрушечным. В обыденной жизни ребенок постоянно наблюдает, как этими предметами пользуются его родители. Но согласитесь, нашим детям часто приходится слышать: «Ты еще маленький!», «Подрастешь, тогда и будешь делать все сам». Именно по этой причине эти предметы так привлекательны для малышей. А вот в Монтессори – группе дети скорее услышат: «Ты уж взрослый и вполне можешь справиться с этой задачей сам». Учитель должен просто показать, как правильно обращаться с тем или иным материалом, или дать, говоря языком методики, презентацию.
Я хотела бы предложить несколько наиболее простых упражнений из «зоны практической жизни», способствующих развитию координации движений, концентрации внимания, развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. Когда я подбирала материал к этим упражнениям, то постаралась, чтобы он выглядел эстетично, красиво, ярко. Чтобы такой материал «звал» ребёнка, предлагая ему поработать с собой.
1. Упражнение»Декоративная бутылочка»-пересыпание крупы через воронку
Для выполнения работы необходим следующий материал: поднос с пустой прозрачной стеклянной бутылочкой, а также 6 прозрачных баночек с рисом следующих цветов: красный, синий, желтый, оранжевый, фиолетовый, зеленый, карточки с разными вариантами сочетания цветов, воронка, клеенка. При выполнении этого упражнения детей интересует шум и поток риса при пересыпании, как рис исчезает из одного сосуда, и как появляется в другом в виде интересного рисунка. Ребенок учится пересыпать рис из баночки в баночку через воронку.
Незаметно для себя он анализирует сложные движения, правильно подбирает цвета, запоминает последовательность действий, контролирует и координирует движения, удерживает равновесие, становится самостоятельным.
1. Презентация материала.
Ребенок и педагог приносят на рабочее место поднос с материалом. Педагог садится справа от ребенка. Она предлагает ему показать, как пересыпать разноцветный рис из одного сосуда через воронку в другой сосуд в определенной цветовой последовательности. Она выбирает карточку с понравившимся сочетанием цветов и кладёт её горизонтально, справа от себя (полоски на карточке расположены вертикально). После берет баночку одну из 6 цветов, открывает её и ставит рядом с цветом соответствующим цвету на карточке (слева на право). Крышку кладет отдельно от баночки таким образом, чтобы крышка располагалась той стороной, где стоит метка цвета риса в этой баночке. Так проделывает всю операцию с цветами соответствующей карточки. Берёт и ставит перед собой пустую бутылочку, вставляет в неё воронку и начинает пересыпать рис. В бутылочке рис должен соответствовать цвету на выбранной карточке и следовать в той же последовательности. После того, как бутылочка будет наполнена, она ставит её на поднос. Затем наполняет пустые банки новым материалом, закрывает крышками, соответствующими цвету наполнителя, и убираем все баночки и карточку на поднос. После завершения работы презентация всегда должна дополняться бутылочкой (пустой);
Далее ребенок выполняет работу самостоятельно.
Контроль ошибок: просыпание на поднос зерен; рис не соответствует цвету на выбранной карточке или следует не в той последовательности;
Упражнение»Разноцветные шарики»-перекладывание предметов с помощью ложки (пинцета).
Следующее упражнение, которое мне хотелось бы вам предложить, является одним из самых необходимых в самостоятельной жизни ребенка. И вот почему. Ребенок учится самостоятельно кушать, сначала ручками, а потом с помощью ложки. И потому упражнения в перекладывании маленьких предметов, в обращении с ложкой, пинцетом являются особенно важными упражнениями для маленьких детей.
Для упражнения нам понадобятся разноцветные емкости, сортировочный материал - у нас это заранее приготовленные совместно с детьми разноцветные шарики из пластилина, ложка.
Ребенку нужно разложить шарики в емкости соответствующего цвета с помощью ложки.
Во время работы у ребенка развивается мелкая моторика и координация, ребенок учит цвета и осваивает навык владения столовыми приборами. Вместо ложки можно использовать пинцет или чередовать два этих инструмента.
Презентация материала.
Педагог и ребенок приносят поднос с материалом и ставят на рабочий столик. Педагог садится справа от ребенка. Она обязательно озвучивает цель работы:»Нам нужно разложить шарики из пластилина с помощью этой ложки в свои домики - баночки. Сначала я покажу тебе, как нужно это делать, а потом ты попробуешь это сделать самостоятельно».Педагог берет с подноса ложку, наполняет ее шариком определенного цвета и,приподнимая и перенося слева на право, опрокидывает шарик в плошку соответствующего цвета. И так шарик за шариком. Ребенок может подхватить ее действия и продолжить работу самостоятельно. Если малыш еще не очень хорошо справляется с ложкой, педагог ясно показывает ему, как ее держат, отдельно – положение каждого пальца.
Контроль ошибок: цветовое несоответствие.
Упражнение «Покорми колобка»-проталкивание мелких предметов в отверстие
Следующее упражнение, которое мне хотелось бы вам предложить – это упражнение «Покорми колобка». Кормить можно и птичку, и собачку, и коровку – любое животное, которое заинтересует ребенка. Для изготовления материала для этого упражнения нам понадобится пластиковый контейнер. На крышку наклеиваем изображение мордочки колобка, предварительно вырезав ножом небольшое отверстие в районе рта.
Суть упражнения в том, чтобы накормить колобка. Для этого ребенок учится проталкивать пальчиком в «рот» любые мелкие предметы - это могут быть семечки, фасоль, горох, сухие макароны. Эти предметы должны быть немного больше отверстия, для того, чтобы ребенок прикладывал усилие, просовывая предметы в отверстие. Это упражнение тренирует не только мелкую моторику рук, но и глазомер, внимание, терпение.
Презентация материала
Ребенок вместе с педагогом приносит материал за стол. Правой рукой берем корм для колобка и вкладываем его в отверстие-«ротик». Опускаем предмет. Берем следующий. Далее ребенок работает самостоятельно.
Контроль ошибок: в плошке с кормом должны остаться предметы, которые не соответствуют размерам отверстия – «рта».
Упражнения с прищепками
Еще в свое время Мария Монтессори предлагала обратить внимание на обыкновенные бельевые прищепки, как на отличный и легко доступный тренажер для пальчиков. Ну а связь ПАЛЬЧИКИ - МОЗГ уже давно исследована и описана как физиологами, так и психологами. Работа с прищепками в Монтессори – группе ребенок начинает, когда учится стирать белье. Каждый раз после выжимания он вывешивает вещь на сушилку и закрепляет ее прищепкой.
Работа с прищепками развивает мелкую моторику рук, особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их речевого опыта.
Поэтому прищепки могут занять почётное место на полке среди другого дидактического материала.
Но давайте посмотрим. У нас в руках самая обыкновенная бельевая прищепка. Нажимаем на длинные кончики прищепки так, чтобы она с другой стороны раскрылась. Похоже, как будто кто-то открывает рот. Стоит для этого взять зеленую прищепку, и нам сразу становится понятно, что это «настоящий крокодил». А теперь прицепим нашего крокодила к желтому кружочку. Что ж, сразу вспоминаются строки К. Чуковского:
"Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил! "
А теперь цепляем прищепки к разноцветным кружкам и получаем самые разные цветы: васильки, подсолнухи и т. д., и, конечно же, солнышко с желтыми лучиками. Вот так, незаметно для ребенка, а главное, увлекательно, мы способствуем развитию конструктивного мышления. Продолжаем фантазировать дальше. Возьмем зеленый треугольник и прикрепим к его краям зеленые прищепки-веточки. Получилась ёлочка
Таким образом, у нас получаются все новые и новые интересные идеи
Сюжеты игр с прищепками могут быть самыми разнообразными. Ребенок должен иметь возможность творить - «рисовать» картину из составленных с помощью прищепок картинок.
Я предлагаю несколько упражнений с прищепками.
Первое упражнение -«Зубастики». Наша цель: упражнять детей в сличении предметов по цвету, закрепить названия основных цветов, развивать мелкую моторику рук.
Для упражнения нам понадобится : четыре прищепки основных цветов, силуэ-ты помидора, груши, сливы, огурца, приклеенные к кругу из картона.
Каждый ребенок «угощает» зубастиков овощами и фруктами, озвучивая свои действия
— Жили-были разноцветные зубастики красного, желтого, зеленого и синего цвета. Зубастики любили все грызть. Но каждый зубастик выбирал предметы только своего цвета:
Красный зубастик ест помидор.
Желтый за грушей полез на забор.
Синий ест сливу: вот молодец!
Зеленый зубастик ест огурец.
Контроль ошибок: цветовое несоответствие.
Следующее упражнение - «Кто что ест?». Цель педагога: научить ребенка работать с прищепками, тем самым развивая мелкую моторику рук и способствуя обогащению речевого опыта ребенка.
Для выполнения этого упражнения нам необходим следующий материал: круг из плотного картона с приклеенными на него картинками (корм для животных,прищепки с мордочками животных. Всего восемь мордочек животных и восемь видов пищи.
Ребенку предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных на круг с видами пищи такой, какое ест именно это животное.
С обратной стороны на круге написаны названия этих животных. Старшие дети могут прочитать названия. А для детей младшего возраста можно с обратной стороны нарисовать правильный ответ -таким образом осуществляется контроль ошибок.
Практическая часть
Я вам рассказала о материалах, которые используются в Монтессори –группах, и хочу предложить вам поработать с ними самостоятельно. Мне нужно четыре человека: один для создания декоративного сосуда с использованием разноцветного риса, второй – для упражнения с разноцветными шариками из пластилина, третий - для работы с прищепками, четвертый-для работы с пособием «Накорми колобка».
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Я вам предложила ряд упражнений из зоны «практической жизни», которые широко используются в Монтессори - группах для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму.
Если вам понравился мой мастер – класс и вы будете это использовать в своей работе – поставьте в декоративную бутылочку голубенький цветочек. Ну,а если это всё вас совсем не тронуло – беленький цветок.
Спасибо за внимание!