Алёна Никанорова
Мастер-класс для педагогов «Моя толерантная планета»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Моя толерантная планета"
Здравствуйте, уважаемые коллеги, жюри, гости, участники.
(делаю комплименты и раздаю цветных бумажных человечков с надписями будущим участникам мастер-класса)
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.
Темочки:
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
- От 300 до 500 рублей, — ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и посчитал мелочь.
- У меня только 20 рублей сейчас, — грустно сказал он. — Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, — с надеждой попросил он продавца.
Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.
Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать.
Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.
- Скажите, а что с этим котенком? — спросил мальчик.
- У этого котенка врожденный дефект лапки, это на всю жизнь, поэтому он хромает.
- Вот его-то я бы и хотел приобрести-сказал мальчик.
- Да ты что, мальчик, смеёшься? Это же неполноценное животное! Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, — сказал продавец.
- Нет, я не хочу брать его даром, — напряженным голосом произнес ребенок. —Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, — твердо добавил он.
Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло.
- Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята.
При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами.
Ребенок взглянул на продавца:
- Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал его, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, — дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза…
- Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были такие прекрасные сердечные хозяева, как ты…
Я не зря начала мастер-класс с этой притчи, формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема в настоящее время становится всё более актуальной темой педагогических изысканий. Это обусловлено теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и Российское общество. Прежде всего это рост различного рода экстремизма, агрессивности. расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций, увеличение числа людей с ограниченными возможностями здоровья, интеграция данной категории граждан в общество. Формирование толерантного сознания является одним из условий выживания постиндустриального общества.
Что же такое толерантность? Это очень широкое понятие, которое включает в себя следующие качества личности. А какие качества личности? Я надеюсь, что мне помогут мои коллеги, сидящие в зале, в руках которых находятся разноцветные человечки, на которых написаны те самые качества. Я приглашаю вас, коллеги, поучавствовать в нашем мастер-классе, прошу вас на сцену. Итак, толерантность-это доброта, я помещаю своего человечка на нашу планету, озвучьте, пожалуйста качества толерантности и разместите ваших человечков на планете. (предлагаю сесть за столы).
Наша планета - многонациональная. Формирование основ толерантного сознания детей дошкольного возраста проходит в разных видах деятельности, в том числе и продуктивной. Сейчас мы с вами выполним коллективную работу " Наша дружная планета". Заселим планету людьми разных национальностей. Перед вами материалы (листы бумаги, фломастеры, ножницы, клей) и схемы выполнения действий. Наши детки уже подготовили шаблоны кукол-обнимашек, поэтому вы можете начинать работу с 5 позиции схемы. Включайте свою фантазию, творчество, следуйте согласно инструкции и схем и у вас всё получится. Удачи Вам!
Какие же направления толерантности мы формируем у детей дошкольного возраста?
• Формируем положительное отношение к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
• Обучаем дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
• Изучаем с ними фольклор, с целью получения знаний о разнообразии народов.
Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.
И я предлагаю вам, уважаемые коллеги, немного поиграть.
Игра называется "Другое, чужое, неизвестное".
У участников этой игры, сидящих в зале, есть таблички с изображением людей разных национальностей, возраста и социального статуса. Я попрошу вас озвучить своих героев. А сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них в соответствии со своим новым положением с точки зрения ваших героев.
Вопросы: Ваша любимая еда?
Что вы любите делать больше всего на свете?
Чем вас можно рассмешить?
Какими словами вас можно сделать счастливым злым (гордым)
А сейчас ответьте, пожалуйста, легко или трудно показалось для вас прокатиться "в чужих санях"? Почему все-таки нам иногда нужно оказаться не "в своих санках"?
Игра учит умению принять иной образ жизни, как бы он ни был далек от нашего собственного.
И для примера я вам приведу ещё одну игру, в которую мы играем с детьми, называется она «Кто я?», где дети отгадывают своего героя по наводящим вопросам и утвердительным ответам.
В детском саду есть очень важное преимущество – детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда – готовность к гуманному, толерантному поведению. С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий:
• Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народа и других национальностей
• Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения
• Активные игры разных народов
• Народные праздники
• Занятия по мотивам народных сказок
При развитии толерантности у детей важным является просвещение работников образования и родителей по вопросам толерантности. Отметим, что развитие толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.
Уважаемые коллеги! Все мы жители нашей планеты и должны уважительно относиться друг другу, соблюдать права и свободы каждого гражданина, уметь сострадать, помогать и прощать, принимать человека таким, какой он есть, а самое главное сохранять культуру мира – это и есть толерантность – гармония в многообразии…
Уважаемые коллеги, кто закончил создавать обнимашек, пожалуйста, возьмите своих человечков и с помощью клея, который находится на столе, приклейте их к плакату, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, тем самым оберегая наш большой дом, символизировали согласие и единение.
Участники мастер класса приклеивают своих человечков к плакату. Рефлексия мастер-класса. И в завершении я попрошу вас выразить своё впечатление от мастер-класса.
Спасибо за отзывы!
Посмотрите, какой яркий и неповторимый наш мир, давайте вместе оберегать его и наших детей от бед и насилия, окружать их добром и терпением.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.
Русские и украинцы, башкиры и татары
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…
Ответим друг другу чувством высоким -
И хрупкий мир мы сможем сохранить.