Маргарита Салтынская
Игры В. В. Воскобовича. Мастер-класс для педагогов.
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, поскольку наши дети живут и развиваются в новую эпоху – эпоху информационных технологий. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они инициативны, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя тем не менее личную независимость суждений и действий. Поэтому важно подобрать такую методику, которая помогла бы решить задачу по развитию интеллекта и творческих способностей ребенка, при этом заинтересовать не только педагогов, но и самое главное детей.
Публикация «Игры В, В, Воскобовича, Мастер-класс для педагогов,» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Изучив разные технологии, мы остановились на технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Данная технология – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Технология Воскобовича – это готовый игровой, дидактический и методический материал. Методические разработки к играм, игровой материал для детей, готовые игровые пособия позволяют решать образовательные задачи любой комплексной программы и эффективно развивать детей. Она соответствует всем требованиям ФГОС ДО. В каждой игровой ситуации прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей.
Цель данной технологии: Создание условий для полноценного развития интеллектуально – творческих способностей детей в игровой деятельности.
Задачи, которые решает технология :
1. Стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия.
2. Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза.
3. Способствовать накоплению детского познавательно- творческого опыта через практическую деятельность.
4. Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
5. Создавать условия для становления у дошкольников элементов коммуникативной культуры: умения слушать и договариваться между собой в процессе решения игровых задач.
Развивающие игры Воскобовича обладают рядом особенностей, которые обусловлены структурой самой игры.
1. Вариативностью и некой незавершенностью игровых действий, т. е. возможностью решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи.
2. Широкий возрастной диапазон одну и ту же игру можно использовать и в 3 и в 7 лет, потому что она предполагает упражнения в 1-2 действия для малышей и многоступенчатые интеллектуальные задачи для 7летних детей.
3. Многофункциональность позволяет решать разные педагогические задачи : развивать мелкую моторику рук, математические представления, речь, сенсорные, познавательные и творческие способности.
4. Сказочная «огранка». Развивающие игры объединяет единое сказочное пространство. Забавные персонажи, увлекательные приключения помогают привлечь внимание детей и заинтересовать их. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками, трапециями, а с Нетающими льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с малышом Гео секреты Чудо –цветика. Новое, необычное привлекает внимание малышей и лучше запоминается.
5. Творческий потенциал. Воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных паутинок «Геоконта», гибкого игрового квадрата. Машины, самолеты, корабли, бабочки, птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир. Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
Все вышеперечисленное помогает поддерживать детский интерес в течение длительного времени, а взрослому – использовать различные методические приемы, превращая игры в «долгоиграющий восторг».
Для реализации технологии создается развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес», которая полностью соответствует и выполняет требования к среде ФГОС ДО: обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также дает возможность уединения и проектирования своего пространства. Она содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна, находится в постоянном и открытом доступе для всех детей.
С помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений. Все действия происходят в сказочном Фиолетовом лесу, где есть поляна Золотых плодов, Озеро Айс с Незримкой Всюсь, Чудо – острова, Ковровая поляна и другие. Каждая область имеет сказочного персонажа и определенную игру.
Фиолетовый лес используется в разных видах детской деятельности:
- игровой деятельности (проведение дидактических игр «Что лишнее?», «Узнай по описанию?», игра-путешествие «В гости в Фиолетовый лес» и др.)
- познавательно-исследовательской деятельности (например, обсуждение проблемной ситуации «Что было бы, если бы не было озера» и др.)
- коммуникативной деятельности (взаимодействие с другими детьми и взрослыми)
- конструировании (например, строительство дома для жителей Фиолетового леса из развивающих конструкторов Воскобовича – «Чудо – Соты 1 Ларчик», «Лепестки Ларчик» и др.)
- двигательной деятельности (задействование мелкой моторики рук при перемещении ковролиновых фигурок).
В нашей группе все игры и пособия сконцентрированы в одном месте «интеллектуально - игровом» центре и подобраны согласно возрасту детей (вторая младшая). Он оформлен плоскостным Фиолетовым лесом, населенным персонажами сказок-методик.
Знакомство с играми началось в совместной игровой деятельности, организуемой во второй половине дня. Мы вносили игру в группу, говорила ее название, но не объясняли, как играть, предоставляя детям самим исследовать данную игру, применить свое воображение. Или знакомили со сказочным персонажем, а потом уже знакомили с игрой.
Например, внося в группу игру «Двухцветный квадрат» предоставлялась возможность рассмотреть ее, попробовать на ощупь. При самостоятельной игровой деятельности дети получали фигуры одного цвета, отмечали, что из большого квадрата получается маленькая фигура. Этот необычный квадрат их очень заинтересовал. Интересное ознакомление произошло с игровым комплексом «Ларчик». При помощи «разноцветных кружков» и «разноцветных веревочек» дети рисовали разные узоры, цветы, бусы, дорожки, домики. После знакомства с каждой игрой стали знакомить детей со сказочными персонажами и сказками, подбирать игровые задания.
С момента знакомства с играми начали их использовать в утренний отрезок времени как вариант образовательной ситуации по сенсорному воспитанию, конструированию, развитию речи, по развитию представлений об окружающем мире, исследовательской деятельности, экспериментировании.
В вечерний отрезок времени – как досуг или познавательно-творческое развлечение 1раз в неделю. А также в индивидуальной деятельности.
Так как игры требуют от ребенка усидчивости, поэтому сюжетную линию игровых ситуаций выстраиваем таким образом, чтобы познавательная деятельность сопровождалась подвижной игрой, физминуткой или движениями под музыку.
В самостоятельной игровой деятельности происходит дальнейшее развитие умений, приобретенных в совместной игровой деятельности, совершенствуется ручная умелость и интеллект и самое главное – появляется неограниченная возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность, поэтому время взаимодействия с играми не ограниченно. Дети выбирают игровой материал по своей потребности и выполняют игровые действия самостоятельно (игры лежат в доступном для детей месте, что позволяет предоставить ребенку право выбора).
С играми Воскобовича любят играть не только дети, ими заинтересовались и родители. Для ознакомления с данной технологией был проведен семинар – практикум «развивающие игры Воскобовича как средство всестороннего развития ребенка», целью которого было раскрыть значение игр, активизировать родителей, заинтересовать в использовании игр в домашних условиях.
Только начав использовать развивающие игры Воскобовича, стали заметны хорошие результаты: дети проявляют интерес к познавательной деятельности, считают до 5, быстро запоминают геометрические фигуры, легко сравнивают их с окружающими предметами, определяют цвет, величину предметов, пользуются схемами не только приемом наложения, но и используя уменьшенную схему, фантазируют, знают сказочных героев, успешно осваивают разделы программы.
Способом определения результативности работы является мониторинг в виде педагогического наблюдения. Качественная реализация игр Воскобовича предусматривает диагностические мероприятия для дальнейшего прогнозирования индивидуализации образовательного процесса и создания необходимых условий.
В своей работе опирамся на методические разработки непосредственно к играм и на книги Т. Г. Харько «Сказки Фиолетового леса».
Мне хочется немного погрузить Вас в этот игровой, сказочный мир и поработать с отдельными комплектами. Сказку можно использовать из методических пособий, придумать самим или совместно с детьми.
Малыш Гео решил отправиться к своим друзьям на поезде в путешествие по Фиолетовому лесу.
Давайте сделаем поезд по схеме (используя игру «Чудо –крестики 2»)
1 – красная; 2-оранжевая; 3- желтая; 4-зеленая; 5-синяя.
Поезд готов осталось сделать ему колеса (Разноцветные круги из приложения к «Ларчику»).
Мы попали с вами в лес
Полный сказок и чудес.
Что вы видите в лесу? (Пособие «Фиолетовый лес»)
Беседа: А как вы думаете, какое время года сейчас? А почему вы так решили? Какая погода в лесу?
Первая остановка у Голубого ручья. Нас встречает капитан Гусь. Он предложил малышу Гео поплавать на кораблике. («Кораблик «Плюх-Плюх»»). Подул сильный ветер и сорвал все верхние флажки со всех мачт. Малыш и капитан Гусь снова их стали развешивать.
На самую высокую – желтый;
На высокую – синий;
На среднюю – красную;
На низкую белую;
На самую низкую – зеленую.
Порыв ветра повернул флажки нижнего ряда язычком вправо. Что можно сделать, чтобы ветер больше не срывал флажки? (закрепить их канатиком).
Какие умения развивает ребенок через игру? Чему может научиться?
Вторая остановка: Чудесная Поляна Золотых Плодов. Паучок Юк приготовил для друзей колокольчик (строим колокольчик по координатам Б4, К2, Ж3, Ж4, Г4,Г3,Ф2,Б4). Колокольчик весело звенел, встречая друзей. А друзья стали строить разные фигуры (по группам – дом, флажок, бантик, зонтик) (игра «Геоконт»)
Какие умения развивает ребенок через игру? Чему может научиться?
Третья остановка – это Поляна Чудесных Цветов. Девочка Долька любила собирать цветы из 3,4,5,6,7 лепестков. (Игра «Чудо-цветик»).
Какие умения развивает ребенок через игру? Чему может научиться?
Четвертая остановка – нас встречает ворон Метр. Он предложил друзьям поиграть с волшебным квадратом. Сначала построили друзья домик красного цвета, затем зеленого, потом превратили в маленький домик. По группам: мышка, конверт, ежик, конфета, лодочка.
Какие умения развивает ребенок через игру? Чему может научиться?
Пятая остановка: Пчелка Жужа предложила друзьям поиграть с конструкторами и сложить волшебных необычных птиц из «Чудо – крестиков 1,2», «Чудо -соты». (по схеме, а можно придумать самим).
Какие умения развивает ребенок через игру? Чему может научиться?
Шестая остановка: Цифроцирк. Их встретил Магнолик. В честь гостей он развесил фонарики. Слева он повесил красные фонарики: круг, прямоугольник, треугольник, овал, квадрат. Справа, напротив красных фонариков, фонарики такой же формы и размера, но другого цвета. (эталонный конструктор "Фонарики").
Какие умения развивает ребенок через игру? Чему может научиться?
Седьмая остановка: Ковровая Поляна. Их встречают Гномы: Кохле, Желе, Зеле. Жили они в домиках своего цвета. Однажды их застал сильный дождь, давайте сделаем им зонтики из разноцветных веревочек. (Коврограф "Ларчик")
Какие умения развивает ребенок через игру? Чему может научиться?
Ну вот и пора малышу Гео со своими друзьями возвращаться из Фиолетового леса. Их встретил Околесик и приготовил друзьям чаепитие. Обведите только то, что нужно для чаепития. («Игровизор»).
Какие умения развивает ребенок через игру? Чему может научиться?
Вы справились со всеми заданиями. Какая остановка вам понравилась больше всего и почему?
Уверены, что игры помогут нашим воспитанникам вырасти интеллектуально развитыми, творческими, умеющими логически мыслить успешными людьми. Применяя данную технологию, можно достичь главной цели дошкольного образования: - сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, сформировать предпосылки к учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность.
Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для малыша. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.
Спасибо за внимание!