Нина Мякотникова
Конспект занятия «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя семья»
Цель: создание условий для обогащения словарного запаса, развитие наглядно-образного мышления и аналитико-синтетических способностей; стимулирование интереса к получению новых знаний, способствующих развитию познавательного интереса детей.
Задачи:
1) образовательная
-закреплять знания детей о семье и членах семьи, родственниках;
Публикация «Конспект занятия „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
-учить правильному и уместному использованию тех или иных слов, способствовать обогащению речи новыми словами: хвалит, любит, помогает, заботится, ласковая, красивая, дружная, крепкая, бабуля, дедуля.
-познакомить со стихотворным текстом, учить подбирать слова в рифму;
2) развивающая
-развивать умения проявлять активность и установление контактов в играх и совместной деятельности;
-способствовать развитию ассоциативного восприятия, мышления и способности к воображению в беседах и играх;
-создавать условия для развития самопознания.
3) воспитательная
-воспитывать у ребёнка уважение к себе, к сверстникам;
-вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье;
-воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи, заботиться и помогать им;
-воспитывать любовь к родному языку и строками поэтических творений.
Предварительная работа: разучивание с детьми пословиц о семье, подготовка детьми фотографий с членами своей семьи
Материалы и оборудование:
- демонстрационный материал: фотографии членов семьи, семейные альбомы; картинки с изображением членов семьи в различных видах деятельности (гуляют, принимают гостей, отдыхают, делают покупки в магазине, занимаются спортом, путешествуют и т. д.);
- раздаточный материал: фигурки диких и домашних животных; перчатки для пальчиковой гимнастики; объёмный куб с буквами а, о, и, ё, у; ленточки разного цвета, макет осеннего дерева из сухих веток деревьев.
Ход занятия
Содержание Вид деятельности
1) Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? А я буду кем?
Дети: Телеведущей.
Воспитатель: А все, кто в зале?
Дети: участники.
Воспитатель: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали. Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей телестудии ребята детского сада. Они пришли на нашу передачу не только для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях, но и конечно для того, чтобы поиграть и развлечься.
Коммуникативная
Игровая
2) Актуализация опорных знаний.
В начале нашей передачи я предлагаю участникам представиться и рассказать немного о себе, как вас зовут, сколько вам лет, и что вы любите больше всего?
(ответы детей)
Благодарю вас за ответы. А скажите мне, пожалуйста, мама, папа, брат, сестра – это полная семья? (да или нет)
(ответы детей)
А кто еще может проживать вместе с вами? (бабушка и дедушка)
(ответы детей)
Воспитатель предлагает вниманию картину, на которой изображена полная семья (мама, папа, ребенок, бабушка, дедушка, обсуждает с детьми, похожи ли эти люди между собой. Подводит детей к выводу, что люди, изображенные на картинке одна семья (родственники).
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
• Сколько человек в твоей семье?
• Кто в семье старший, кто самый младший?
Воспитатель: Отчество каждому человеку дается от … отца. Как зовут твоего папу? Как будут звать тебя, когда ты станешь взрослым? Как зовут твою маму, бабушку, дедушку? Ты, твоя мама, дедушка … - родственники. Родственники обычно похожи. На кого больше похож ты? Чем занимаются члены семьи? Кто еще живет в вашей семье?
(ответы детей)
Воспитатель
Папа и мама,
У нас стебельки,
Дедуля с бабулей,
В семье корешки.
Цветок наш красуется
В зелени луга.
Все мы в семье своей
Любим друг друга.
«Кто живет в моей квартире?»
Воспитатель: Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, как пять пальцев на ладошке, роднятся, трудятся вместе. Давайте все вместе поиграем с пальчиками.
Дети одевают перчатки для пальчиковой гимнастики «Кто живет в моей квартире?»
Раз – два – три – четыре (хлопки на счет,
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять
(по очереди соединяют пальцы двух ладоней, начиная с большого, затем пальцы обеих рук в кулачок)
Всех могу пересчитать.
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я,
Вот и вся моя семья. (2раза)
(Поочередное разгибание пальчиков из кулака, начиная с мизинца. Все десять разогнутых пальчиков показывают друг другу)
Воспитатель: Ребята, скажите, кто для вас самый родной, самый любимый человек на свете?
Дети: Мама.
Воспитатель: А у всех есть мамы? У кого на земле есть тоже мамы?
Да, ребята. Мамы разные нужны, мамы всякие важны. Каждому нужна его мама: и ребенку, и котенку, и птенцу. Давайте с вами поиграем в игру «Мама и его детеныш». Мамы спрятаны в волшебном мешочке, каждый из вас называет маму и детеныша этого животного. Проводится игра. Коммуникативная, игровая
Познавательная
Коммуникативная
Познавательная
Коммуникативная
Продуктивная
Игровая
3) Формирование новых знаний
Воспитатель: Есть семьи, в которых живёт несколько поколений - это мама, папа, бабушка и дедушка. Все члены семьи связаны друг с другом будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы проверим, знаете ли вы кто в семье кому и кем приходится.
• Я тебе мама, значит ты мне (сын, дочь).
• Я тебе бабушка – ты мне (внук, внучка).
• Я тебе сестра – ты мне (брат, сестра).
• Я тебе тётя – ты мне (племянник, племянница).
• Я тебе жена – ты мне (муж).
Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.
«Кто чем занят?» (беседа по картинкам)
Воспитатель показывает картинки:
• папа, мама занимаются спортивными упражнениями,
• брат и сестра играют в игры,
• сын помогает маме готовить обед,
• внуки приготовили чай бабушке,
• дети убирают квартиру,
• бабушка и дедушка делают покупки в магазине.
Дети составляют по картинкам предложения, используя слова: родители, внук, внучка.
Физминутка «Прыг-скок»
Дети по выбору педагога бросают кубик, на гранях кубика прикреплены буквы: А, О, И, У, Е.
На каждую букву воспитатель загадывает загадку. Дети выполняют действия этого персонажа под музыкальное сопровождение.
А (Акула)
Этот страшный белый хищник
В океане пищу ищет.
Ноздри чуткие на рыле:
Кровь почует и за милю.
Возле жертвы рядом кружит,
А круги все уже, уже.
Задирает нос … О боже!
Челюсть на капкан похожа!
Зубы острые сомкнула.
Так охотится … (акула)
(волнообразные движения тела влево, вправо, ладони сложены вместе, руки впереди).
Е (Ежик)
На спине иголки,
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок,
Нет ни головы, ни ног.
(Стоя, руки вдоль туловища, потом присесть обхватить руками колени, сделав «клубочек»)
О (Орел)
На скале он строит дом,
Разве жить не страшно в нем,
Два могучие крыла,
У хозяина … (орла)
(бег врассыпную, взмахи рук вверх, вниз, орел «летает»)
И (Индюк)
Хвост, как веер,
Клюв на крюк,
Эту птицу звать … (индюк).
(ходьба с высоким подниманием колен, грудь вытянуть чуть вперед, прогнуться в спине)
У (Улитка)
Теремок ползет,
На себе его везет,
Хозяюшка богатая,
Да еще рогатая.
(ходьба мелким шагом, не отрывая носок и пяток от пола)
Познавательная
Коммуникативная
Игровая
Коммуникативная Двигательная
Игровая
4) Закрепление полученных знаний
«Расскажи о семье».
Воспитатель, приготовив семейные альбомы детей, фотографии, предлагает детям рассказать о членах их семьи, используя стихи, рассказ.
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, заметили, что у нас в студии стоит «Дерево» (ветки деревьев, листья уже давно опали, ведь ну улице уже поздняя осень. Ему так одиноко, холодно, но так хочется, чтобы вы согрели его своими пословицами. Дети читают пословицу о семье, матери:
• При солнышке тепло, при матушке добро.
• Нет такого дружка, как родная матушка.
• На что и клад, коли в семье лад.
• Птица рада весне, а младенец матери.
• Изба детьми весела.
• Материнская ласка конца не знает.
• Бабушке один только дедушка не внук.
• Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• На чужой сторонушке, рад своей воронушке.
• Без корня и полынь не растет. Коммуникативная
Игровая
5. Подведение итогов и рефлексия
Ребята, наша передача «Моя семья» подошла к концу. Мы сегодня с вами беседовали о семье, о ее членах, родственниках, узнавали кто кому в семье приходится, разгадывали загадки, рассказывали каждый о своей семье и нашему деревцу читали пословицы.
А теперь каждый из вас, возьмет с моего стола и привяжет ленточку, которая будет украшать деревце и напоминать о вас. Как Вы уже заметили, ленточки у меня 3-х цветов. Красную может взять тот, кто правильно отвечал на вопросы и внимательно слушал. Зеленую может взять тот, кто правильно отвечал и внимательно слушал, но иногда отвлекался или ошибался. А желтую ленточку возьмет тот, кто не знал ответы на вопросы или слушал не внимательно. Почему вы выбрали именно эту ленту?
Я благодарю всех ребят за участие в телепередаче «Моя семья». До новых встреч. Коммуникативная
Игровая