МААМ-картинки

Педагогический опыт «Мои трудности и успехи в работе с родителями»

Беловодская Инна
Педагогический опыт «Мои трудности и успехи в работе с родителями»
▼ Скачать +Заказ

«Мои трудности и успехи в работе с родителями»

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители.

Публикация «Педагогический опыт „Мои трудности и успехи в работе с родителями“» размещена в разделах

Каждый ребенок любит своих родителей вне зависимости от того, какие это люди – хорошие или плохие, счастливые или несчастные, общительные или замкнутые.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не каждый задумывается о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. В ст. 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание и образование вслепую, интуитивно.

Семья и детский сад – два общественных института социализации детей, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Взаимосвязь семьи и детского сада - один из важнейших факторов повышения воспитания подрастающего поколения.

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Из чего же складывается успех общения? Кому принадлежит ведущая роль в организации общения?

Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Я думаю, что в душе педагога должно быть отведено место для каждого родителя. Требуется умение и мастерство, тонкий психологический расчет, чтобы каждый родитель был уверен, что лучшей группы, лучшего детского сада, лучшего воспитателя для его ребенка нигде больше нет.

Я считаю, что успешный процесс обучения и воспитания детей - это целенаправленная, систематически спланированная работа воспитателя и семьи.

Исходя из этого, я выделяю следующие приемы этой работы :

• создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;

• установление доверительных и партнерских отношений с ними;

• вовлечение семьи в жизнедеятельность группы и детского сада.

Придя работать сразу в группу среднего возраста, где сменялось несколько воспитателей, я столкнулась с некоторым равнодушием родителей ко всему, что происходит в их группе. Кроме того, группа не была достаточно оборудована, существовали пробелы и в эстетическом ее оформлении. Но это было и понятно, ведь в группе не было настоящей «хозяйки».

Я прекрасно понимала, что моими самыми главными помощниками в этом должны стать родители. Но я ведь ничего о них не знаю? Современные родители перегружены на работе, не имеют свободного времени, многие имеют финансовые трудности… Поэтому для достижения эффективного сотрудничества, я составила «Семейный портрет», проведя анкетирование, и выяснила следующие факторы:

• жилищные условия (частный дом, квартира, аренда);

• возраст, образование;

• супружеский опыт (в первом, втором браке, в разводе);

• состав семьи и структура родительских связей (полные, какое количество детей, неполные);

• полные семьи с нарушением кровного родства;

• поколенный состав (дедушка, бабушка, проживающие вместе);

• национальность и вероисповедание.

Эти данные дали большой объем информации и помогли учесть в планировании работы с семьей, в общении с родителями, детьми, оказании психолого-педагогической помощи и тем и другим.

Очень волнительной была подготовка к первому родительскому собранию. Я очень тщательно к нему готовилась, ведь мне нужно было расположить к себе родителей.

Кроме этого, я объяснила родителям, что семья для дошкольника – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития личности, следовательно, вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочу я, а потому, что это необходимо для их собственного ребенка. Я сравнила образование и воспитание наших детей со строительством дома, где основой является фундамент, на нем держится весь дом, и именно сейчас мы закладываем первые кирпичики в фундамент каждого ребенка. Также я призвала родителей принимать активное участие в жизни группы и детского сада. Был выбран родительский комитет.

Трудно порой подобрать необходимые слова, чтобы каждый родитель проникся нуждами группы, изъявил желание помочь. Я использовала метод убеждения, сравнения того, что было с тем, что есть, рассказа о том, как нашим деткам стало здесь уютно, как они радуются каждой новой игрушке и вообще всему новому, что появляется в группе, постоянно отмечала то, что благодаря их помощи я имею возможность насыщать занятия иллюстративным материалом, а приобретенные родителями развивающие игры и пособия помогают развивать логическое мышление, речь, память, внимание т. д. Я напоминала родителям о том, что дети большую часть времени проводят в детском саду, это их второй дом, и насколько будет комфортным их пребывание, а значит обучение и воспитание здесь, зависит только от нас – воспитателей и родителей.

Каков результат нашей совместной работы?

Родители активно посещают все праздники, принимают участие в их подготовке. Благодаря этому они лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Постоянно обсуждаем с родителями, что требуется закупить в детский сад, для игр и занятий с детьми (игрушки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, пособия).

Родители принимали активное участие в расчистке от снега прогулочного участка, крыши веранды, строительстве (не побоюсь этого слова) снежной горки, устранении наледи, изготовлении кормушки для зимующих птиц. На средства, собранные родительским комитетом, был приобретен мягкий ковер в уголок уединения. Есть планы по благоустройству прогулочного участка, пополнению развивающей среды, много творческих идей.

С целью вовлечения родителей в образовательно-воспитательный процесс, я привлекала их к активному участию в жизни не только группы, но и детского сада. Предлагая участие в каком-либо конкурсе или выставке, иногда приходилось слышать такие фразы, как «У меня нет времени», «Я не умею» или «Я очень устаю на работе» …Относясь с пониманием к таким высказываниям, я все же старалась убедить родителей в том, что это необходимо в первую очередь для ребенка, ведь как приятно вечером дома собраться всей семьей для совместного изготовления какой-либо поделки. А еще лучше будет, если ребенок увидит свое творение на выставке и гордо скажет: «Это мы сделали с моими папой и мамой!»

Так родители принимали участие во всех выставках и конкурсах, проводимых в группе и детском саду:

- тематическая осенняя выставка экспонатов (осенний букет, поделки из природных материалов и т. п.);

- фотовыставка «Мы со спортом дружим, спорт нам очень нужен»;

- совместное развлечение с чаепитием, посвященное Дню Матери «Хорошо рядом с мамой»;

- тематическая новогодняя выставка;

- традиционный открытый районный конкурс художественного и декоративно-прикладного творчества «Рождество Христово 2019».

Совместно с воспитателем Полетаевой С. А. нами был реализован познавательно-творческий проект ко дню матери «Хорошо рядом с мамой!» У детей появилось желание быть похожими на свою маму в делах и поступках, эмоционально-положительное отношение к маме, гордость за свою маму, трепетное отношение к ней.

Формы работы с семьей, которые использую:

• утренние приветствия;

родительские собрания;

• консультации;

• выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

• оформление фоторепортажей и альбомов;

• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

• совместное создание предметно – развивающей среды;

работа с родительским комитетом;

• беседы с детьми и родителями.

наглядная информация: стенды, папки-передвижки, где родители более подробно знакомятся с теми или иными вопросами воспитания. Также «выпускаю» (прибегая, если потребуется к помощи родителей) стенгазеты на различные темы.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Нужно хвалить своих родителей, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе, при любом удобном случае.

Организация успешного взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Поэтому я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам памятки, которые могут пригодиться в работе с родителями. (Приложение 1)

Приложение 1

Советы, которые помогают активизировать участие родителей :

• Проявляйте взаимное уважение друг к другу.

• Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им.

• Привлекайте родителей к занимательным мероприятиям детского сада.

• Позволяйте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.

• Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.

• Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей.

• Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.

• Поддерживайте тесные контакты.

• Высказывайте свою признательность им.

• Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.

• Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью.

• Поощряйте посещаемость родительских собраний.

• Сохраняйте конфиденциальность любой информации.

• Обучайте навыкам сотрудничества.

• Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания.

Проведение беседы с родителями по инициативе воспитателя.

1. Постановка психологической цели.

– Что я хочу от родителей? (Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность)

При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение воспитателя и семьи.

Проводить беседу с родителями стоит, если воспитатель хочет лучше узнать ребенка, понять причины его поведения, подобрать индивидуальный подход к нему, поделиться положительными фактами относительно ребенка и т. д., т. е. психологическая цель должна быть стимулом для дальнейшего общения с родителями.

2. Организация начала диалога.

Церемония приветствия. Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые, обратиться к ним по имени–отчеству.

3. Установление согласия на контакт. Это означает, что воспитатель обязательно обговаривает время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т. к. он все равно не будет усвоен.

4. Создание обстановки диалога заключается в том, что воспитатель продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы воспитатель сидел, а родитель стоял, или чтобы воспитатель сидел за своим столом, а родитель – на детском стульчике.

• Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы.

• Жесты и позы должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки на поясе – «руки в боки», запрокинутая назад голова и т. д.).

• Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель вызова, например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка, чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно получше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я еще не очень хорошо знаю (имя ребенка, вижу в нем и положительные черты и не очень, мне нужна Ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т. д.

• Вызывая родителя для беседы, воспитатель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям дошкольника и дать возможность высказаться им.

Проведение диалога.

• Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но… (дальше идет отрицательная информация на 10 минут», а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.

• Факты о поведении, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не» : «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т. д.».

• Также не следует после положительной информации о ребёнке продолжать рассказ о негативных фактах через союз «но» : «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».

Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Петю, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта) или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за этим…».

При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а на пути преодоления нежелательных проявлений.

• Воспитатель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей.

• Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени–отчеству к родителю как можно чаще.

• Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.

• От воспитателя требуется умение слушать. После того как воспитатель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого о воспитаннике и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.

• Свое участие в диалоге можно выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя : «Я рад тому, что у нас единые взгляды на…», «Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.

• Конкретные советы должны даваться воспитатель только в том случае, если родитель просит у него совета.

• Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.

Завершение диалога. Воспитателю рекомендуется подвести итог беседы на основе приема рефлексивного слушания — «резюмирования» : «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.

Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания. Прощаясь с родителем, воспитателю следует, обращаясь к нему по имени–отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

Проведение беседы воспитателем по инициативе родителей.

1. Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают время его протекания.)

Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?

Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, воспитателю вместо избегания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в… минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если нет, то он выслушает ее в любое удобное ей время. Таким образом, педагог дает понять о своем желании диалога, несмотря на неблагополучные обстоятельства.

1. Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией, что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе ситуация может стать неуправляемой.

2. Следите за своей позой!

3. Выражение воспитателем сочувствия, понимания переживаний родителей : «Я вижу, Вы обеспокоены поведением (имя ребенка) «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся» – придадут беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.

4. Воспитателю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами. Задача воспитателя состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов. Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью убедительных аргументов. Умение воспитателя использовать объективные, хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах родителей.

5. Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых точек» родителя в области воспитания и развития его ребенка.

6. Закончить беседу следует также по инициативе воспитателя.

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Мой педагогический опыт работыМой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент.

Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет.

Педагогический опыт и портфолио воспитателяПедагогический опыт и портфолио воспитателя Педагогический опыт и портфолио воспитателя МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» Шароновой Лидии Борисовны «Дидактическая.

Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии ЧОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.

Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр»Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр» Педагогический опыт воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Котковой Светланы Геннадьевны по теме: "Развитие детей.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Мой первый педагогический опыт в «Рябинушке»Мой первый педагогический опыт в «Рябинушке» Я работаю в детском саду "Рябинушка". И так уж вышло, что это именно тот детский сад, который я посещала сама, будучи маленькой девчонкой.

Эссе: «Мой инновационный педагогический опыт» Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Реализация.

Желание радовать детей рождает идеи! Педагогический опытЖелание радовать детей рождает идеи! Педагогический опыт Желание радовать детей рождает идеи. (Педагогический опыт) Педагогический опыт: Использование творческих работ воспитанников при создании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Мои трудности и успехи в работе с родителями»
Опубликовано: 19 февраля 2020 в 21:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт «Мои трудности и успехи в работе с родителями»» (включая файлы) размещена пользователем Беловодская Инна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД