Светлана Диденко
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наша жизнь содержит много опасностей, и чем быстрее развивается прогресс,тем больше опасностей появляется вокруг. Огромное количество машин на улицах; пожары, сжигающие лесные массивы и целые деревни; новые электроприборы, требующие умений работы на них; высотные здания и стройки, и многое другое, требующее знаний основ безопасности.
Особенно беззащитны наши дети. И чем,меньше ребёнок, тем больше внимания необходимо уделять вопросам безопасности. Приоритетным направлением детского сада является обучение детей основам безопасной жизнедеятельности в условиях нашей станице и района.
Опасности нашей станицы
Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Это окружающая нас природа, лесополосы,пожары, растительность и животные. Также река Кубань опасна своим течением.
К социуму относится миграция.
К модернизации относится строительство,электроприборы и автомойки.
Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует специальная работа, организованная в подготовительной группе детей.
Совместная деятельность проводится во второй половине дня
1раз в неделю по 30 минут, 4 занятия в месяц, 37 занятий в год.
В своей работе с детьми использую пособия по безопасности Т. А. Шорыгиной, в которых в доступной и увлекательной форме представлены правила безопасного поведения детей дома, на городской улице, в лесу, в парке, возле водоёмов.
1 .Т. А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с 5-8 лет»
2. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье"
3. Т. А. Шорыгина «Беседа о правах пожарной безопасности»
Моя работа как воспитателя заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать у них навык безопасного поведения, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром. Именно я считаю эту задачу одной из ключевых в своей работе с детьми. Надо научить дошкольников понимать при каких условиях среда обитания безопасны для здоровья.
В своей работе я использую настольные игры, дидактические игры- презентации, занятия, беседы, чтение, наглядность, сюжеты. С детьми повторяем правила безопасности, обыгрываем сложные ситуации.
Провожу работу с родителями по теме и предлагаю им задания, которые дают детям возможность упражняться в навыках безопасного поведения, превращая их в привычки.
В соответствии с современными психолого- педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности я составила по блокам;
1. Ребёнок и его здоровье
2. Огонь- друг, огонь- враг!
3. Один дома
4. Ребёнок и природа
5. Дети на дороге
1БЛОК «Ребёнок и его здоровье»
Изучаем свой организм. («Чтобы глаза видели», «Чтобы уши слышали», «Пусть будут здоровы ваши ножки», «Держи осанку», «Чтобы здоровой была кожа, следить за её чистотой надо тоже», «Зубы и уход за ними», «Органы пищеварения»).
Откуда берутся болезни (Запомните детки, таблетки не конфетки», «Витамины в жизни человека», «Полезные и вредные привычки»).
Как беречь здоровье ребёнка («Нас излечит, исцелит добрый добрый доктор Айболит», «Как беречь здоровье ребёнка», «Для чего нужна зарядка», «Чтобы здоровой была кожа следить за её чистотой надо тоже,» «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Чистота – залог здоровья
Итоговое мероприятие («Наши верные друзья»)
«Используем полученные знания в настольных играх, участвуем в спортивных мероприятиях»
Ежедневно делаем зарядку, играем в подвижные игры,а также используем ИКТ с презентацией на тему :»Здоровый образ жизни.»
2 БЛОК «Огонь- друг, огонь – враг!»
Осторожно, огонь! («Спички – причина пожара», «Горючие вещества», «Детские шалости с огнём их последствия», «Лесной пожар», «Чем опасен дым?»
Укротители огня («Тили-бом – тили- бом, загорелся кошкин дом)
Расширить знания детей о профессиях (пожарный, инспектор ППС, водитель, полицейский, спасатель, врач).
«Пожарный герой – он с огнём вступает в бой»
Правила пожарной безопасности (О правилах важных – пожаро-безопасных» ,«Знает каждый гражданин этот номер- 01)
Итоговое мероприятие (основные правила пожарной безопасности».
Привлечь родителей к данному вопросу о безопасности.
Оформляем стенды и проводим родительское собрание на тему: «Безопасность детей»
Играем с детьми в настольные игры, в сюжетно- ролевые и в дидактические игры, проводим беседы по иллюстрациям.
Знакомим детей с пожарной машиной и бригадой МЧС и проводим дидактические игры презентации на темы: «Внимание! Опасность, «Азбука безопасности.» Заучиваем стихотворение (Л. Зильберга)
Сам не справишься с пожаром,
Этот труд не для детей.
Не теряя время даром,
«01» звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не всё сгорело!
3 БЛОК «Один дома»
Опасные предметы («Каждому опасному предмету своё место», «Предметы быта», «О правилах пользования электроприборами», «Сделай компьютер своим другом»)
Осторожно незнакомец! (Когда мамы нет дома», «Сказка про Колобка», «Встреча с незнакомцем»
Воспитываем бережливость. (Воспитываем бережливых», «Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой.
Итоговое мероприятие («Сказка про Колобка»)
Играем в настольные игры и используем показ презентации на тему: «Правила поведения для воспитанных детей» (Один дома!») Заучиваем стихотворение (Л. Зильберга)
Дома я один остался,
Кто-то дверь открыть пытался.
Я тогда «02» набрал
И милицию позвал.
Не пройдёт пяти минут,
Как воришку заберут.
4 БЛОК «Ребёнок и природа»
Дети и времена года («Пришла весна – ребятам не до сна», «Гроза»)
Дети и животные («Кошки и собаки – наши друзья», «Насекомые»)
Дети и растения (Съедобные и несъедобные грибы», «Растения лекарственные и ядовитые»)
Мы пришли на водоём
Итоговое мероприятие (Увлекательное путешествие в мир здорового и безопасного образа жизни»)
Изучаем окружающий мир, радуемся каждому дню.
Для закрепления детям демонстрирую дидактическую игру -презентацию на тему: «Путешествие Маши и Смешариков в лесу» и показываю детские мультфильмы.
5 БЛОК «Дети на дороге»
Дорожные знаки («По дороге в детский сад»; «О безопасности на дорогах»; «Наблюдение за движением машин и работой водителя»)
Правила дорожного движения (Знакомство с правилами дорожного движения»; «О правилах кошке расскажем немножко»)
Поведение в транспорте и общественных местах («Готовы ли мы стать пассажирами; «О правилах поведения в общественном месте»)
Правила для пешеходов («Поведение детей в общественных местах». «Ориентирование детей в районе детского сада», «Пешеход переходит улицу», «Лучший пешеход»)
Итоговое мероприятие (Приключения в стране «Светофории»)
Изучаем дорожные знаки, пешеходный переход,а также выполнили аппликацию «Светофор» .
Тесно взаимодействуем с родителями. Знакомим детей со стихотворением «Правила движения» (В. Головко)
Правила движения,
Все без исключения,
Знать должны зверюшки:
Барсуки и хрюшки,
Зайцы и тигрята,
Пони и котята.
Вот ребятам, тоже
Все их надо знать (В. Головко)
Дети на прогулке играют в сюжетные игры и закрепляют правила дорожного движения. Заучиваем с детьми отрывок из стихотворения «Светофор»
С площадей и перекрёстков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьёзный
Долговязый светофор.
Он и вежливый, и строгий,
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир.
(В. Кожевников)
Провели с детьми итоговое мероприятие : Приключение в стране «Светофории»
Детям демонстрирую дидактическую игру- презентацию «Знаки разные, но очень важные!», и презентацию «Историю светофора»
Вывод:
К концу года я предполагаю, что мои воспитанники будут осмотрительными и осторожными, думающими о последствии своего поступка. Имея определённые знания и опыт, они разумно и правильно будут вести себя в сложных ситуациях в быту и на улице.
Я убеждена, что работа это не только интересна, но и актуальна и перспективна.