Валентина Ивановна Кириченко
Моделирование как средство развития связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Выбранная мною тема пять лет назад «Моделирование как средство развития связной речи», по прежнему остается актуальной.
Моделирование является эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка. Благодаря моделированию дети учатся обобщению представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Личность, обладающая представлениями о связях и отношениях в реальной действительности, владеющая средствами определения и воспроизводства этих связей и отношений, необходима сегодня обществу, в сознании которого происходят существенные изменения.
Публикация «Моделирование как средство развития связной речи» размещена в разделах
Общество пытается осмыслить и переосмыслить действительность, для чего нужны определенные умения и определенные средства, в том числе умение смоделировать действительность.
Так как в наш динамический век значительно увеличивается поток разнообразной информации, получаемой человеком, соответственно усложняются процессы восприятия этой информации. Задача педагога на современном этапе давать детям ключ к познанию действительности.
В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель.
Самообразовываясь по данной теме, я поняла, что технология моделирования давно вышла за рамки только одного раздела программы.
Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что – либо письменно. В непосредственно образовательной деятельности в детском саду задействован только один вид памяти – вербальный.
Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Доступность метода моделирования детям дошкольникам облегчается в исследованиях многих психологов – Л. А. Венчер, Д. Д. Эльконин, П. С. Выготский, П. Л. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. И. Непомнящая.
Доступность определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен знаком, символом, предметом, изображением. Использования наглядного моделирования вызывает интерес у ребенка. Принятия символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
Применяя графическую аналогию, мы учимся видеть главное, систематизировать полученные знания.
Используя в своей работе метод моделирования, я учу детей:
- добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий речевого высказывания;
- формировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
Я также усвоила, что бы модель как наглядно – практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
- четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
- быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;
- ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;
- она должна облегчать познание.
Исходя из ФГТ, устанавливающих принципиально иной способ взаимодействия, я использую в своей работе принцип интеграции образовательных областей.
Мною уже опробован метод моделирования в образовательной области «Безопасность». В декабре 2012 года я проживала с детьми проект «Опасные ситуации». Проходил проект под девизом «Предвидеть + научить = уберечь». Цель проекта – сформировать представления об опасных для человека ситуациях в природе в зимнее время и способах поведения в них. Интеграция с образовательной областью «Здоровье»,» «Коммуникация, «Социализация» и «Чтение художественной литературы».
Во время проекта использовала технологию моделирования – разработала модель «Безопасные ситуации», опираясь на которую дети усвоили как можно себя обезопасить. Видеоматериал по презентации проекта имеется в приложении.
В 2011 году для педагогов нашего ДОУ показывала занятие «В царстве вежливых наук». Цель которого – формирование основ соблюдения этикета в средней группе. Интеграция областей «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация».
Можно увидеть метод моделирования в той части занятия, где дети играют в игру «Что? Где? Когда?». Использовались карточки, на которых замоделированны правила поведения, образуя область «Коммуникаций».
Работая по программе «Детский сад 2100» и пользуясь пособием Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» я понимаю, что моим воспитанникам не просто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение. Поэтому я использую звуковые символы: каждому звуку соответствует оригинальная звуковая картинка. Запоминая эти картинки, дети только четко усваивают разницу между звуком и буквой, но и легко овладевают навыками соединения звуков в слове.
Моделируем слоги, слова и предложения, работаем со схемой звукового анализа слова.
Образовательная область «Познание».
В старшем дошкольном возрасте пользуюсь пособием «Моя математика» под редакцией М. В. Кфеланова и С. А. Козлова. Развивая у детей математические представления, мы учимся составлять математические рассказы с опорой на рисунок. Обучаю воспроизводить простейшие наглядные модели реальных объектов из плоских геометрических фигур в виде аппликаций. Также мы пробуем моделировать новые геометрические фигуры, т. е. создаем собственные фигуры из имеющихся и придумываем собственные названия для них.
В 2012 году показывала для педагогов ДОУ занятие «Как появился карандаш?». На этом занятии я «увела» детей в прошлое, в историю карандаша и они вместе со мной экспериментируя, пробуя оставлять следы палочкой на песке камышом на камне, постепенно узнавали, чем был карандаш.
И здесь я нашла место для моделирования. Чтобы дети могли рассказать родителям историю появления карандаша, я раздала им модель, которая создалась в процессе занятия.
Конспект занятия в приложении.
В мае 2012 года на заключительной встрече с родителями (так мы называем родительское собрание, мы озадачили их тем как помочь своему ребенку переходящему в подготовительную к школе группу запомнить «свою» букву и в результате разработали проект под названием «Фантазия на мою букву». Над этим проектом работали все: дети, родители, воспитатели. Каждая семья приготовила страничку для будущей книжки. В начале учебного года состоялась презентация. Именно созданная страничка была наглядной моделью для ее защиты. На страничках были знаки, рисунки, картинки, фигуры. (Видеоматериал по презентации книжки имеется в приложении).
Для методического объединения старших групп, я подготовила занятие «Символы России». На котором прошла интеграция таких образовательных областей как «Коммуникация», «Музыка», «Социализация».
На этом занятии перед детьми ставилась и такая задача, как составление рассказов о нашей родине – нашем городе, о столице России – Москве. Для этого я разработала модели с разным количеством символов. При дифференцированном подходе, каждый ребенок успешно справился с поставленной задачей. Присутствующие на методобъединении коллеги дали высокую оценку такому занятию.
В группе систематически обновляю и пополняю предметно – развивающую среду с использованием моделей.
Так в учебной зоне я разработала модель дня по непосредственно организованной деятельности. Утром при планировании с детьми дел на предстоящий день мы обращались к данной модели. Она помогает детям ориентироваться в том, чем будут заниматься с педагогом. Охотно считывают символы, расшифровывают их. Здесь же я поместила наглядную плоскостную модель «Неделька» и «Сутки», которые помогают детям получать представление о временных отношениях.
В экологическом центре я завела дневник наблюдений за погодой «У природы нет плохой погоды». Вместе с детьми мы разрабатываем символы обозначающие определенные явления природы. На сегодняшний день у детей удачно получаются модельки одного дня.
Имеется в группе копилка опытов и экспериментов. Часть опытов представлена в виде моделей. Занимаясь экспериментальной деятельностью (образовательная область «Познание»). Я оформляю с детьми экспериментальные дневнички, в которых с помощью символов фиксируется последовательность проводимого опыта и его конечный результат.
Ближайший к данному времени опыт «Фильтрование воды».
Технологию моделирования я ввожу и в сюжетно–ролевые игры. Например для игр: «Кафе», «Развлекательный центр», «Детский сад» подошли ряд моделей «Секреты кухни».
Посещая магазины города, среди множества игр для детей, мое внимание привлекла игра «Жили – были сказки…». И я не ошиблась в выборе. Это обучающая игра, которую можно использовать в непосредственно организованной, в совместной и индивидуальной деятельности детей. С ее помощью дети учатся правильно составлять творческие рассказы, используя карту – схему и закрепляют понятие о структуре рассказа.
Повышая свой профессиональный уровень в феврале 2013 года, я прослушала авторский курс «Сказочные лабиринты игры» - игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста. Автор В. В. Воскобович. Эта технология увлекла меня. Знакомясь с его играми, я обнаружила использование элементов моделирования. Например, игра «Волшебная восьмерка». Когда играем с одноцветными палочками, то детям предлагаются рисунки – схемы и конструктированные цифры выполняется по схеме. Играя с разноцветными палочками, в некоторых вариантах предлагается словесная модель.
В настоящие время осваиваю с детьми «Игровизоры» Воскобовича.
Летом 2013 года я успешно прошла краткосрочное повышение квалификации по программе «Технолого – педагогические основы обучения».
Я ставлю перед собой такие задачи:
1. Повысить эффективность образовательного уровня моих воспитанников методом приобретения навыков самостоятельного использования моделирования – ребенок сам создает модель с помощью символов и знаков и рассказывает о том, что закодировано в нем.
2. По просьбе коллег провести в этом учебном году мастер класс по технологии моделирования.