Наталья Овсянникова
Модель работы с одарёнными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Публикация «Модель работы с одарёнными детьми» размещена в разделах
Существуют разные мифические представления об этих детях: очкарики, индиго, гиперактивные… Самое распространенное: одаренные дети очень умные, послушные, хорошо учатся, с ними нет никаких хлопот – сплошной предмет родительской и учительской гордости. На самом деле все далеко не так.
Какой бывает одаренность?
Академическая одаренность – самая благополучная в нашем обществе. Хорошее усвоение программы достигается хорошим развитием внимания, памяти, трудолюбием.
Интеллектуальная одаренность – врожденная познавательная способность, в основе которой лежит, главным образом, способность к обучению (усваивать, анализировать информацию). Интеллектуальная одаренность имеет следующие базовые компоненты:
1. объем памяти,
2. скорость восприятия,
3. время удержания информации в памяти.
Творческая одаренность. Ее автор П. Торренс считал: главное не то, как обучается ребенок. Главное – степень оригинальности, нестандартности его мышления, нешаблонность восприятия. Творческая одаренность проявляется очень рано. Дети начинают “идти не в ногу” уже в 5 – 6 лет.
Психомоторная одаренность – основа спортивных достижений
Художественная одаренность – это, понятно, музыкальные и художественные способности. Считается, что их не бывает при умственной отсталости.
Лидерская одаренность – умение общаться, организовать и вести за собой.
Выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.
Тем не менее, необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей не только потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны, но и для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении с обыкновенными детьми.
Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний, период успешного выполнения этой важной жизненной функции, которой благоприятствуют характерные способности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная
восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.
У дошкольников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.
В детстве многие дети талантливы. В творчестве маленького ребенка есть нечто художественно ценное, роднящее его с подлинным искусством
Важно вовремя понять ребенка, понять его детский мир фантазий и сказочных превращений. Входя в этот мир, соприкасаясь с ним, не разрушить его необдуманным словом или поступком. Свое отношение, переживание, оценку ребенок может выразить через цвет. И это хорошо просматривается в творческих работах детей.
Необходимо проявить внимание к работам (поделкам, рисункам) детей Сохранять самые удачные из них. Сравнивая работы ребенка, его интересы, можно получить возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени, проследить динамику его интересов. Творчество ребенка может затихать, угасать в случае смены интересов, увлечений ребенка или из-за отсутствия интереса со стороны родителей, или из-за насмешек и критических замечаний взрослых.
Проблемы одаренных детей
1. Неприязнь к обучению, т. к. учебная программа не соответствует их способностям и
скучна для них.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
3. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.
Уязвимость одарённых детей.
1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству, проявляется рано.
2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т. к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.
Обучение одаренных детей.
Возникает много сложностей в обучении одарённых детей.
1. Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его сверстников.
2. Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе, поощрять ребёнка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.
3. Следует придерживаться индивидуального подхода к одарённым детям
Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.
4. Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищённости, снижают напряжённость и предотвращают агрессивность.
Наиболее известные подходы к развитию одаренных детей
• Изменения в содержании образования (изменения в учебной программе и учебном материале) и технологиях работы с ним
• Изменения в организации учебной, познавательной деятельности
• Развитие личностных особенностей
• Преодоление личностных проблем одаренных
Формы и методы организации работы с одаренными детьми
Интеллектуальные марафоны
Участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня
Развитие системы дополнительного образования: кружки, секции
Индивидуальная работа с интеллектуально и творчески одарёнными детьми