Раиса Марченкова
Работа с одарёнными детьми в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с одарёнными детьми в детском саду
Р. Б. Марченкова, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №14 «Родничок» г. Алатырь.
Работа по художественно-эстетическому развитию детей в нашем детском саду ведётся дополнительно в кружке «Малыш за роялем», где особо одарённые дети приобретают первоначальные навыки игры на фортепиано.
Публикация «Работа с одарёнными детьми в детском саду» размещена в разделах
Образовательная музыкальная деятельность кружка ведётся по программе, разработанной мной, основанной на методических рекомендациях, изложенных в Типовой программе для ДМШ по предмету «Класс специального фортепиано» и методических рекомендациях педагога-пианиста А. Артоболевской.
Создание программы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по музыкально-эстетическому развитию кружка «Малыш за роялем» обусловлено рядом причин:
- освоением детьми в занимательной и игровой форме теоретических и практических начальных навыков и умений игры на фортепиано, необходимых для дальнейшей исполнительской практики в ДМШ;
- развитием музыкально-эмоциональной сферы ребёнка.
Работа по художественно-эстетическому развитию одаренных детей ведётся с 2011 года. Занятия проводится 2 раза в неделю.
Основной формой индивидуального обучения детей игре на фортепиано в рамках кружка «Малыш за роялем» является образовательная деятельность, выполняющая как учебную, так и воспитательную функцию.
Игра на инструменте – сложный и многоуровневый процесс, включающий: постановку рук, изучение нотной грамоты, приобретение аппликатурных навыков, чтение нот с листа, игру в ансамбле, развитие образно-эмоциональной сферы и т. д.
Следует особо отметить, что успешное развитие исполнительских навыков во многом зависит от правильной организации исполнительского аппарата.
ПОСТАНОВКЕ РУК педагог должен уделять самое пристальное внимание в течение всего периода обучения. Ощущение свободы и гибкости в сочетании с активностью пальцев – обязательное условие при постановке рук.
Непринуждённая прямая посадка, активный мышечный тонус, координированные движения руки и пальцев, чуткое ощущение клавиатуры – залог успехов ребёнка в овладении фортепиано.
С первых же занятий необходимо приучать детей вслушиваться в своё исполнение, добиваясь выразительного звучания.
ЧТЕНИЕ С ЛИСТА:
Одним из важнейших разделов работы на занятиях фортепиано является развитие у детей навыков чтения нот с листа, необходимого для их дальнейшего развития.
Умение ребёнка самостоятельно разбираться в нотном тексте активизирует процесс работы. Предпосылками грамотного разбора пьес является знание нотной грамоты, внимательное отношение к аппликатуре. Этому педагог учит, давая вначале очень простые, затем усложняющие задания.
Работа по чтению с листа проводится систематически. Данная форма развивает музыкальный вкус, слух, память, внимание, ускоряет процесс владения инструментом; способствует большей музыкальной грамотности ребёнка.
ИГРА В АНСАМБЛЕ:
Ансамбль – это вид совместного музицирования. С самого начала, с первых занятий ребёнок вовлекается в активное музицирование. Совместно с педагогом ребёнок играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия искусства. Ещё не зная нот, и то, что дети играют музыку, которая у них на слуху, будет побуждать их как можно лучше выполнять первые музыкальные обязанности. Таким образом, в коллективном музицировании даже на начальном этапе обучения заложен огромный музыкально-творческий и исполнительский потенциал.
Одним из важнейших компонентов освоения навыков игры в ансамбле является работа педагога с отдельной партией ребёнка. Такое занятие поможет сосредоточить внимание на особенностях партии.
Педагогу следует постепенно и последовательно вести занятие. Работа в освоении навыков игры в ансамбле начинается, когда у ребёнка сформированы первичные навыки индивидуального исполнительства.
На начальном этапе обучения следует дать ребёнку понятие ансамбля, объяснить его особенности, требования к игре в ансамбле.
После того, как ребёнок освоит нотный материал, необходимо перейти к игре в ансамбле с педагогом. Здесь основное внимание следует уделить развитию чувства ритма, правильному соблюдению приёмов игры, штрихов, аппликатуры, динамическому соотношению голосов, синхронности в исполнении.
Своими достижениями ребята делятся перед аудиторией своих сверстников, родителей и работников детского сада. На каждом мероприятии (утренники, концерты и т. д.) воспитанники исполняют музыкальные пьесы, играют в ансамбле друг с другом и педагогом.