Любовь Фефелова
Модель оценки качества работы образовательной организации по социализации личности
▼ Скачать + Заказать документы
Комитет образования администрации городского округа «Город Чита»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18»
«МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»
Заведующая МБДОУ № 18 Л. Н. Фефелова
Зам. заведующей по УВР О. А. Сажина
г. Чита
Публикация «Модель оценки качества работы образовательной организации по социализации личности» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь.
Развитие личности происходит по двум направлениям: социализации (присвоение общественного опыта) и индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности).
Именно на гармонизацию этих двух линий развития ребенка и направлена работа детского сада, которая ориентирована на интересы и возможности каждого ребенка и учитывает социальную ситуацию его развития (п. 3.2. ФГОС).
Особенность социализации в дошкольном возрасте – существенное усложнение и расширение сферы социализирующих влияний уже не только во взаимодействии с взрослым, но и через игровые контакты со сверстниками. Общение, все более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в мощный социальный фактор становления личности ребенка[1].
Процесс социализации личности осуществляется по трем направлениям:
агенты социализации, условия социализации и механизмы социализация.
К механизмам социализации относится :
-Деятельность детей (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, музыкальная, трудовая,
-Общение (многообразное взаимодействие с окружающими людьми,
-Развитие самосознания (самостоятельная работа ума и сердца, осмысление своей социальной принадлежности, социальных ролей, формирование самооценки и т. д.)
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:
- Семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры); изучение социального паспорта семьи, рекламный маркетинг по формам и методам воспитания детей, психолого-педагогическое анкетирование, дискуссионный клуб с решением проблемных ситуаций, психолого-педагогическое сопровождение семей, семейные встречи по интересам, транслирование положительного опыта семейного воспитание
- Детский сад; повышение квалификации педагогов, кадровое обеспечение, моделирование РППС, работа по дополнительному образованию, проектная деятельность, открытая образовательная деятельность, сайт ДОУ, участие в конкурсах, выставках, конференциях.
- Социум; школа, кукольный театр, музеи (краеведческий, художественный, поликлиника Библиотека им. Н. Островского, ДЮСШОР, сетевое взаимодействие с другими ДОУ.
По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается, взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние[3].
К условиям социализации относится :
-Материально-техническое обеспечение,
-Нормативно-правовая база,
-Профессиональная компетентность педагогов,
-Образовательное пространство ДОУ
Основная цель работы ДОУ по социализации личности :
Создание в детском саду благоприятных условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
Признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Задачи по социально- личностному развитию детей :
1. Создание благоприятной развивающей предметно-пространственной среды для социального развития детей;
2. Создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;
3. Совершенствование стиля общения педагога с детьми: выстраивание субъект - субъектных отношений между участниками образовательного процесса;
4. Создание условий для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
5. Формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
6. Профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем.
Для того чтобы цели и задачи по социально-личностному развитию детей полноценно выполнялись и приносили ощутимый результат в ДОУ выстроена система по совершенствованию качества условий организации, процесса социализации личности ребенка[4].
Система работы ДОУ по социализации личности ребенка
1.
Нормативно-правовое обеспечение В МБДОУ «Детский сад №18» принят Устав.
Разработана Основная Образовательная Программа, в которую включена парциальная программа по социально-эмоциональному развитию дошкольников «Я-ТЫ-МЫ», состоящая из трех разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки».
Так же ДОУ работает по программе Коррекции агрессивности и программе Коррекционно-развивающих занятий и адаптации (автор педагог-психолог МБДОУ № 18 Полковникова Е. Ю.).
В рамках годовой задачи на 2015-2016 учебные годыреализуются проекты по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию «Моя семья-частичка малой Родины», «Дом, в котором мы живем».
В ДОУ создан социальный паспорт семьи, ведутся протоколы родительских собраний, направленных на успешную социализацию детей дошкольного возраста.
2.
Методическое обеспечение процесса социализации В детском саду задачи социально-личностного развития детей решаются на всех видах детской деятельности в ходе реализации парциальной программы «Я-ты-мы» О. Л. Князевой, которая направлена на воспитание ребенка свободным и ответственным, обладающим чувством собственного достоинства и уважающего чувства других, а также способным на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнение и предпочтения окружающих.
Подготовлены методические рекомендации для педагогов: «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сферы детей раннего и младшего возраста», «Как играть с гиперактивными детьми», «Как сохранить душевное равновесие»
В рамках годовой задачи проведены педчасы:«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Роль патриотического воспитания в современных условиях», семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста», «Понятие патриотизма, направления патриотического воспитания», «Принципы и задачи нравственно-патриотического воспитания», «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения их к культуре разных народов», «Знакомство с культурой и традициями русского народа. Народные праздники и игры» и педагогический совет «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание как условие повышения качества образования»
Для родителей (законных представителей) разработаны буклеты и памятки : «По адаптации детей в детском саду», «Рациональные пути разрешения конфликта», 1 раз в полугодие издается журнал для родителей с рекомендациями от специалистов ДОУ.
Для педагогов ДОУ создана медиотека по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, имеется «виртуальный» музей «Достопримечательности Забайкальского края», «Чита- любимый город» и др.
3. Материально-техническое обеспечение успешной социализации личности Развивающая предметно-пространственная среда в группах направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей. Созданы уголки уединения, настроения, секретики гномиков, корзина идей, разновеликие ширмы, коврики примирения, маркеры пространства, мини-музеи различной направленности, мнемотаблицы для самостоятельной работы, адвент-календари, лэпбуки, плайнеры для выбора детской инициативы, ёмкости для личных вещей, рамки для рисунков в группе, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и ролевых игр, правила группы.
Технические средства обеспечения успешной социализации личности : музыкальный центр, мультимедийное оборудование, столы для рисования песком с цветовой подсветкой, игровое модульное познавательное пособие-конструкт с подсветкой «Любознайка», подкатные столики для гендерного развития детей «Боевой калейдоскоп», живой песок для моделирования.
4.
Кадровое обеспечение В ДОУ работают педагоги, отвечающие за успешную социализацию личности :
- 5 воспитателей (из них 2 педагога - средне-специальное образование,3 – высшее образование);
- 2 музыкальных руководителя;
- 1 учитель-логопед;
- 1 педагог-психолог.
Высшую категорию имеет - 1 педагог, I кв. категорию -2 педагога, степень кандидата наук –педагог – психолог. Все педагоги прошли курсы повышения квалификации в рамках курсовой подготовки, посещают МО «Педагогический поиск», 1 педагог получает высшее образование в Заб ГУ.
5.
Социальное партнерство Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей,педагога-психолога, музыкального руководителя.
ДОУ также сотрудничает с социумом в вопросах успешной социализации личности, а именно, МБОУ СОШ №49, Краеведческий музей им. Кузнецова, кукольный театр, библиотека им. Н. Островского, ДЮСШОР и др.
Направления взаимодействия с социумом : художественно-эстетическое воспитание, духовно-нравственное, трудовое. Установленное партнерство с этими учреждениями способствует развитию кругозора детей, погружению детей в социальный мир с которым они впоследствии скоро столкнутся и станут его непосредственными участниками.
В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи большое внимание уделяетсяработе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми составлен план работы с родителями в этом направлении.
Наиболее эффективные формы работы с семьей :
совместные с родителями праздники;
оформление и обновление информационных стендов, ширм, папок-передвижек;
системное индивидуальное консультирование специалистами, воспитателями;
открытые занятия с детьми по разным видам деятельности;
совместное создание развивающей среды для детей и педагогов ДОУ;
общие и групповые родительские собрания;
совместные мероприятия по благоустройству территории ДОУ;
акции;
совместные экскурсии;
детско-родительские проекты.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями, используем методы, которые применяем сразу после проведения того или иного мероприятия — это: анкетирование, оценочные листы, экспресс — диагностика, книга впечатлений.
Итоги работы по взаимодействию ДОУ с родителями по социализации.
2013 2014 2015
Взаимодействие ДОУ с родителями 85% 87% 90%
Посещаемость родителями мероприятий, проводимых в ДОУ 90% 91% 95%
Участие родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ 75% 78% 80%
Сравнивая данные таблицы можно сделать вывод, что:
с каждым годом увеличивается процент посещаемости родителями мероприятий, проводимых в детском саду, процент участвующих родителей в мероприятиях детского сада за последние годы значительно увеличился, что свидетельствует о повышении интереса родителей к воспитанию своих детей, эффективности форм проводимых мероприятий для семей воспитанников.
6.
Управление процессом социализации в образовательной организации В ДОУ создан и функционирует: Педагогический Совет, Совет родителей ДОУ, которые осуществляют управление процессом социализации.
7. Уровень организации дополнительного образования для воспитанников В ДОУ разработаны программы по дополнительному образованию : «Занимательная математика», «Экологическая сказка» (общеинтеллектуального направления, «Школа мяча», (спортивно-оздоровительное направление, «Пластилиновая фантазия» «Театр-детям» (общекультурное направление).
Разработаны программы социальной направленности «Азбука общения», «Клуб юных леди и джентльменов».
Успехи детей отслеживаются в портфолио личных достижений. Детские работы по пластилинографии награждены грамотами комитета образования. Воспитанники ДОУ участвуют в открытии художественных выставок, а также принимают участие в музыкальном городском конкурсе с танцевальными, вокальными номерами, конкурсе чтецов на уровне ДОУ и городском, занимают призовые места.
8.
Формы работы с детьми по социализации Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка педагоги организуют :
- технология проектной деятельности, направленнная на развитие свободной творческой, мыслящей личности.
- Утро радостных встреч (групповой сбор, когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня, обмениваются новостями. Главная задача взрослых в соответствии с ФГОС дошкольного образования и группового сбора – создание условий, стимулирующих инициативу, активность, обеспечивающих самостоятельность ребенка в различных видах деятельности. Это подразумевает собой отказ от монополии в планировании образовательного процесса, ориентацию на реальные интересы, возможности и способности своих воспитанников, оперативное удовлетворение их потребностей. В организации совместной и самостоятельной деятельности у взрослых больше обязанностей, а у детей больше прав.
Роль воспитателя:
• Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании.
• Помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога.
• Демонстрировать свое собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его.
• Стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий.
• Предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них.
• Помогать ребятам выбирать и планировать работу.
• Оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности.
- Клубный час, где дети могут в течение одного часа свободно перемещаться по ДОУ, «заходить в гости» в кабинеты педагогов, в любые группы, музыкальный и физкультурный залы, где им будут предложены увлекательные занятия и игры. Через час по звуковому сигналу ребята возвращаются в свои группы.
Цели педагогической технологии «Клубный час» :
• Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.
• Учить детей ориентироваться в пространстве.
• Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим.
• Учить проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
• Учить планировать свои действия и оценивать их результаты.
• Учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
• Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
• Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты.
• Поощрять попытки ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям.
• Приобретать собственный жизненный опыт (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.
После завершения клубного часа, все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Начинается обсуждение – «Рефлексивный круг», на котором дети рассказывают, где побывали, чем занимались, что понравилось, а что - нет и т. д.
Организовать безопасный и эффективный "Клубный час" помогают правила, направленные на формирование и развитие коммуникативных, нравственных, волевых качеств, саморегуляции, умения планировать свои действия.
Правила понятны и просты - вот они:
• Говори «Здравствуйте!» при встрече и «До свидания» при прощании;
• Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь;
• Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми;
• Говори спокойно;
• Ходи спокойно;
• Возвращайся в группу по сигналу звонка;
• Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей или вернуться в нее, если устал;
• Доводи начатое дело до конца.
Дети-волонтеры. Помощь детей подготовительной и старшей группы детям младшего дошкольного возраста.
- Индивидуальные беседы на интересующие детей темы. Или так называемые “Задушевные посиделки”, где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни (смешные и грустные, иногда и трагичные). Эти минуты дружественной близости взрослых с ребенком неоценимы, воспринимаются ребенком как знак доверия и уважения.
- Сочинение детьми творческих рассказов о себе, о своей семье с последующим составлением книг и оформлением её рисунками.
- Индивидуальные фото выставки (“Я маленький”, “Я играю”, “Я помогаю маме” «Мое любимое блюдо»).
- Программные занятия по развитию представлений об окружающем мире и о себе.
- Использование метода коллекционирования содействует возникновению общения, совместных игр (в группах собранны коллекции камней, ракушек, лошадок, игрушек изкиндер. сюрпризов, ключи, календари по темам, адвент-календари).
- Персональные творческие выставки детей повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к творчеству.
- Этому же способствуют традиции празднования Дня именинника (с обязательным исполнением “Каравая” и добрыми пожеланиями и детскими подарками от каждого ребенка).
Качество результатов социализации личности
В результате проводимой работы дети, в своем большинстве, находятся в нашем детском саду в положительном эмоциональном состоянии, имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности, положительно относятся к окружающим людям, стараются учитывать мнения других людей, стремятся к совместной деятельности, знают способы взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций и многие умеют это делать[2].
Диагностическое обследование продвижения ребенка позволяет отслеживать уровень развития ребенка и при необходимости проводить необходимую корректировку.
Сравнивая результаты проведенной диагностики по социально- личностному развитию детей, отмечается положительная динамика
Результаты диагностического обследования детей
2013-2014уч. г 2014-2015уч. г 2015-2016уч. г
Высокий 74,00% 75,00% 78,00%
Средний 20,00% 21,00% 22,00%
Низкий 6,00% 4,00% 0,00%
Критерии оценки результативности по социально- личностному развитию
1. Выработаны привычки нравственного поведения
2. Имеют способность к самооценке, оценке
3. Имеют представления о моральных качествах
4. Умеют непринужденно общаться со сверстниками, взрослыми
5. Умеют по собственному побуждению оказывать посильную помощь: сверстникам, малышам, взрослым
6. Умеет строить взаимоотношение со сверстниками, детьми
7. Умеет достойно выходить из конфликтных ситуаций
8. Сформированы основы безопасного поведения в различных ситуациях на дорогах, улице
Создавая условиядля развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности, раскрываем творческий, нравственный, интеллектуальный потенциал детей, развиваем навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Список литературы:
1. Иванова Н. В. Бардинова Е. Ю. Калинина А. М. Социальное развитие в ДОУ, методическое пособие. -М. ТЦ Сфера, 2008 год.
2. Константинова И. С. Социология личности. -М. : Просвещение, 1997.
3. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности. - М. : Педагогика, 2003г.
4. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного ребёнка. Вопросы психологии. – М. : 1999г. №6.