Юлия Кубасова
Мнемотехника в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мнемотехники в работе учителя – логопеда"
- Мнемотехники -очень древняя наука, которая имеет свою историю.
- Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники.
- Что же такое мнемотехники?
- Это способность конвертировать скучную информацию в вербальную или числовые образы, эти образы оживлять и связывать в своем воображении.
Публикация «Мнемотехника в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
- Вся информация, превращенная в видео, картинки или в образы, хранятся в тысячу раз лучше и дольше, и воспроизводится гораздо легче.
- Мнемотехники – своего рода «лайфхаки» для повышения концентрации внимании и улучшения памяти. Они тренируют мозг, развивают креативное мышление и уменьшают риск возникновения пробелов в памяти.
- И чтобы учиться гораздо лучше, интереснее, очень полезно владеть некоторыми мнемотехниками. И было бы здорово, если бы основы мнемотехники внедрили в школьную программу.
- Еще Константин Дмитриевич Ушинский сказал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».
- Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка.
- Основной «секрет» мнемотехники очень прост.
Когда человек в своём воображении соединяет несколько процессов, зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь.
- Начиная работу по технологии мнемотехника, я ставила перед собой следующие задачи:
1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы;
3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
4. Совершенствовать и развивать связную речь.
5. Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач.
- Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных ассоциативных картинках. На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т. д.
- В своей образовательной деятельности, я использую различные мнемотехники.
1. «Метод цепочки»
- Метод цепочки позволяет запоминать нетипичные пары предметов, которые на первый взгляд, друг с другом не сочетаются. Чтобы связать два разных предмета, нужно представить, как они могут взаимодействовать вместе.
- Для запоминания дети зарисовывают картинки и представляют предметы.
- С чем ассоциируются разные пары предметов, запомнить и воспроизвести.
2. Метод римской комнаты.
- Одной из самых популярных мнемотехник (приёмов запоминания) является «Римская комната» или метод Цицерона, смысл которой заключается в запоминании информации путём её мысленного раскладывания по знакомой комнате.
- Цицерон проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он походил мысленно тот же путь, собирая «разбросанные» по путь факты и изречения.
- Прием строится на том, что сначала дети выбирают хорошо знакомое им помещение и вспоминают, какие вещи их окружают, например в комнате, на кухне, в ванной.
- Мы с ребятами играем в игру "Римская комната".
Давайте разберём две самые распространённые разновидности игры «Римская комната» : с карточками и без карточек.
1. На игровое поле «Римская комната» раскладываются в беспорядке несколько карточек тренажёров, в зависимости от уровня подготовки участников.
После того, как карточки лицевой стороной вверх разложены по игровому полю, нужно запомнить их расположение. Затем карточки переворачивают лицевой стороной вниз и игроки по очереди называют по одной карточке и открывают их. Если игрок угадал карточку – берёт себе, если нет – оставляет открытой на поле. Выигрывает тот, кто набрал больше карточек.
2. Вместо карточек можно использовать любые мелкие предметы: пуговицы, брелки, монеты, календарики и т. п. Предметы раскладываются по игровому полю, запоминаются и убираются в волшебный мешочек. Каждый игрок берёт по одному предмету и выкладывает его на то место, где предмет лежал. Либо поочерёдно называют предметы, не доставая их до окончания игры.
Секреты игры: карточки (предметы) легче запомнить, увязав каждую карточку (предмет) с какой-то деталью интерьера нарисованной комнаты, рядом с которой та или иная карточка лежит. Естественно, если вы будете представлять ощущения от прикосновения к деталям комнаты и к тому, что изображено на карточках, то всё запомнится гораздо лучше.
Игровое поле оказалось очень удобным для отработки запоминания самых разных видов информации и стало столь же любимым развлечением, как и карточки тренажёров.
3. Мнемотаблички.
- Техника основана на представлении текста в виде табличек с картинками. Получается своего рода «комикс», глядя на который ребенок вспоминает, что и за чем идет.
- Мнемотаблички помогают запомнить сказки, несложные скороговорки, последовательность действий словосочетания.
- Мнемотаблички активизируют вместе правое и левое полушарие мозга, которые отвечают за творчество и логику.
- В мнемотабличках можно изображать практически всё. В ней производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным.
- Мнемотаблички мы с ребятами используем на занятиях при обучении составлении рассказов, отгадывании и загадывании загадок, для обогащения словарного запаса, для автоматизации звуков в чистоговорках, скороговорках; для ознакомления детей с окружающим миром, разгадывание ребусов.
4. "Дешифровщик".
- "Дешифровщик" — это задание, в котором детям предлагается отгадать слово, зашифрованное с помощью буквенно-цифрового кода, где каждая буква заменена соответствующей цифрой или символом (похоже на систему Т9).
- Учимся декодировать слоги и слова через числа.
- Чтобы найти нужную букву, надо соотнести два числа. Первая цифра – номер столбца, вторая – номер строки.
5. Метод «Чисел через буквы»
- Он основан на том, что каждой цифре соответствует своя буква, надо расставить или соединить буквы в правильном порядке.
- «Замени числа на буквы»
- Работа по мнемотехникам дает хорошие предпосылки к скорочтению, поскольку ребенок учится мыслить абстрактно.
- Скорочтение – один из самых полезных навыков при работе с текстом.
- От него зависит скорость и качество устной и письменной речи. Кроме того, скорочтение способствует формированию внимательного чтения и грамотного письма.
- Игровые упражнения по скорочтению, которые я использую на своих занятиях.
1. «Алфавит»
- Ребенок называет верхнюю букву в клеточке о одновременно поднимает правую руку, если под ней буква «П», левую «Л», обе руки «О»
2. «Лабиринты»
- Ребенок находит соответствие числа букве или наоборот.
3. «Хитрые нити»
- Соедини слоги, чтобы получилось слово.
4. Ребусы
5. «Радуга»
- Глядя на картинку, надо произнести вслух, как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.
6. «Найди спрятанные слова»
Чистоговорки и скороговорки, задания с пропусками или исключением «лишних» букв, перевертыши, лабиринты, ребусы способствуют развитию не только быстрого чтения, но также полному и верному пониманию прочитанного. Благодаря интересным и разнообразным упражнениям, ребенок расширяет свою кругозор, развивает логическое и креативное мышление, воображение и память.
Неотъемлемой частью работы стало проведение организованной образовательной деятельности с педагогами и родителями.
Оказалось, что мамам и папам тоже трудно составлять описательные рассказы, пересказывать тексты, придумывать загадки.
- Работа с различными мнемотехниками, вызывала у взрослых такой же живой интерес, как и у детей.
- В ходе совместной деятельности, родители и дети обучались приёмам мнемотехник.
- В моей работе применение мнемотехник, и в дальнейшем скорочтения с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, способствовало активизации психических процессов, что в свою очередь благотворно отразилось на развитии речи детей.
Такая работа позволила добиться положительной динамики в конце учебного года:
- заметно увеличился словарный запас;
- дети стали увереннее выражать свои мысли, грамматически правильно строить предложения;
- сформировать готовность ребенка к школьному обучению.
Работа с детьми в такой форме не только благоприятно повлияла на весь коррекционный процесс, но и принесла удовольствие, как детям, так и мне.