Людмила Глазова
Мнемотехника — технология моделирования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Мнемотехника» - технология моделирования в ДОУ
Воспитатель: Глазова Л. П.
ГБДОУ №101 Калининского р-на Санкт - Петербурга
Использование инновационной технологии - "мнемотехника" в работе с детьми способствует расширению кругозора, развитию речи, у детей появляется желание пересказывать, придумывать тексты, дети преодолевают робость, застенчивость.
Публикация «Мнемотехника — технология моделирования в ДОУ» размещена в разделах
Принцип использования мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (символ); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текст.
Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Этапы работы с мнемотаблицами :
• Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
• Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из символов в образы.
• После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Необходимость использования мнемотехники в работе с дошкольниками обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает зрительно - образная память. Запоминание происходит непроизвольно, если какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка и привлекли его внимание и заинтересовали его.
Пытаясь, выучить и запомнить что-то абстрактное, не подкрепленное наглядной картинкой или образом мы потерпим неудачу. К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
Использование приемов мнемотехники в детском саду помогает облегчить работу по обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Особое значение использование мнемотехнических приемов играет в развитии познавательных психических процессов мышления и воображения, внимания, памяти.
Работа проводится по принципу от простого - к сложному:
• Мнемоквадраты – символическое или образное изображение одного предмета или действия. (сначала детей знакомят с мнемоквадратами – понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.)
• - Мнемодорожки – последовательность предметов, действий, связанных одной сюжетной линией. (далее усложняем задания, демонстрируя мнемодорожки – это несколько картинок 4-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.)
• - Мнемотаблицы это схема, в которую заложена определенная информация. (Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка)
В результате работы у дошкольников развивается не только память, но фантазия.
В результате работы с использование приемов мнемотехники дети познакомились с пословицами и поговорками о зиме:
Первый снежок - не лежок
«Мнемотехника» - технология моделирования в ДОУ
Два друга – мороз да вьюга
Зима – не лето в шубу одета
Зимой солнце сквозь слезы улыбается
Февраль месяц лютый спрашивает: «Как обутый?»
Солнце светит, но не греет.
Волка ноги кормят
От зимы к лету поворота нет
Варианты «мнемодорожек», придуманных детьми:
В феврале зима с весной встречаются впервой
Январь зимы государь
Два друга – мороз да вьюга