Пьянкова Любовь
«Мир опытов и экспериментов. Вулкан». Детско-родительский исследовательский проект
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир опытов и экспериментов»
(детско-родительский исследовательский проект)
Проблема:
При рассматривании энциклопедии, ребёнка заинтересовали картинки с изображением вулканов, особенно извергающихся. Ребёнок стал расспрашивать, что это такое, почему так происходит, опасно ли это. В процессе беседы выяснилось, что её заинтересовало это природное явление, и мною было принято решение поподробнее рассказать ей об этом с помощью различных иллюстраций вулканов и показа фильмов, презентации. В результате она отметила, что извержение вулканов очень страшное и опасное явление, но в то же время очень красивое и захотела посмотреть на извержение вулкана в живую. Арина очень этим заинтересовалась и было принято решение провести исследовательскую работу.
Тип проекта: исследовательский, кратковременный (1 неделя).
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители и воспитатель.
Актуальность проекта:
В природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что в мире и в России есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли.
Извержение вулканов - это опасные природные явления, которые характеризуются внезапными нарушениями жизнедеятельности населения, разрушениями, травмами и жертвами среди людей. Наша страна огромна. В Камчатском крае существует более 20 действующих вулканов. Решено было разработать творческий проект «Мир опытов и экспериментов».
Цель проекта: сформировать первоначальное представление о вулканах.
Гипотеза: умение создать искусственный вулкан.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана, его причиной;
познакомить детей с профессией вулканолога, изучение этого явления важнейший фактор в понятии строении нашей земли;
обогащать сознание детей содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире, расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;
активизировать в речи детей слова: очаг, жерло, кратер, лава.
Развивающие:
развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опыта;
развивать активность, инициативность в познавательной деятельности;
развивать аккуратность, взаимопомощь.
Воспитательные: воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, поддерживать стремление ребенка активно выступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формулировать равноправие, доброжелательные отношения между сверстниками.
Методы исследования: беседы, чтение художественной литературы, просмотр фото и иллюстраций, наблюдения, опыты, эксперименты, изготовление макетов, сбор коллекции, анализ и обобщение результатов.
Результаты:
Дошкольники узнают о возникновении природных образований, получают первоначальные представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе. Узнают о профессии вулканолог. Необходимые качества, навыки и обязанности вулканолога.
Дети совместно с воспитателем создадут макет вулкана.
Практическая значимость исследований:
Использование полученных знаний в различных видах деятельности детей: игровой, познавательной, исследовательской (игры с макетами, сюжетно-ролевые игры «Спасатели», «Я - геолог», дидактические игры «Найди лишнее», «Определи свойства», использование материала по ознакомлению с природой).
Выводы: в ходе исследовательской деятельности гипотеза подтвердилась: можно создать искусственный вулкан путем опытно-экспериментальной деятельности.
Заключение.
Актуальность данного проекта можно определить по итогам проведения такого рода исследовательски-экспериментальной деятельности. Проведение таких нетрадиционных мероприятий, вызывает у детей много позитивных эмоций, более ярких, запоминающихся впечатлений, формирует стремление вызывать много нового, интересного, наглядно представлять то или иное явление. Расширяет кругозор детей, формирует разнообразные знания умения и навыки детей, как теоретические, так и практические.
Таким образом, сделанные в ходе выполнения проекта, выводы свидетельствуют о его научности и практической значимости. О перспективах дальнейшего развития детей, их познавательной активности.
Опыт. «Извергающийся вулкан»
Для проведения опыта нам понадобится: пищевая сода, жидкость для мытья посуды, уксус, вода, красная краска, маленькая пластиковая бутылочка, разнос, пластмассовая ложка, мерный стаканчик.
Подготовка: изготовить макет вулкана (установить пластиковую бутылочку на поддон и налепить пластилин вокруг бутылочки в виде конуса).
Ход эксперимента:
Екатерина Викторовна: Насыпаем 5 ложек соды. Добавляем красной краски, затем 5 ложек моющей жидкости. А теперь внимание!
Эта жидкость у меня с особым знаком. Что оно означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.
Мама добавляет уксус в приготовленную смесь.
Вывод: Когда сода смешивается с уксусом, появляются пузырьки, происходит химическая реакция. Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.
На основании проделанной работы по созданию условий и проведению дома экспериментально – исследовательской деятельности по теме: «Мир опытов и экспериментов», можно сделать следующие выводы, что в сравнении с началом изучения данной темы и результатами, полученными после проведения опытов, у ребенка повысился уровень теоретических знаний и практических умений.
Поставленные цели и задачи проекта были реализованы, дочь совместно с мамой выполняли эксперимент и наглядно видели результат деятельности.
«Надуваем шар»
Для работы нам надо: бутылка, воронка, уксус, сода, воздушный шарик.
Как надуть шарик с помощью соды и уксуса. Сейчас мы продемонстрируем очень простой, но эффектный химический опыт, с помощью которого можно легко надуть воздушный шарик. Этот опыт наглядно показывает, к чему может привести простая химическая реакция.
И так начнем:
В бутылку наливаем уксус приблизительно 120мл.
Через воронку засыпаем в шарик 2ч. ложки пищевой соды.
Надеваем на горлышко бутылки кольцо шарика, крепко держа его у горлышка.
Пересыпаем соду в бутылку. Для этого приподнимаем шарик над бутылкой (вертикальное положение)
Сода, попадая в уксус выделяет углекислый газ, благодаря которому получилось надуть шарик.