Светлана Буравлева
Минутка профориентации как одна из форм образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доминантной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации.
Публикация «Минутка профориентации как одна из форм образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
В дошкольном образовании ранняя профориентация призвана :
- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях взрослых;
- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность проиграть всевозможные сюжетные линии разнообразных профессий в процессе различных видов детской деятельности, создавая придуманную ситуацию, перевоплощаясь в различные образы.
Дошкольное учреждение - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Основная задача педагога – организовать процесс знакомства и познания интересно и непринужденно, исходя из таких психологических особенностей дошкольников, как наглядно-образное мышление, зрительное восприятие и преобладание игровой деятельности. Поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию различных форм образовательной деятельности.
В практике по формированию основ ранней профориентации у дошкольников широко используются «Минутка профориентации» - это кратковременное занятие в игровой форме, целью которого является получение новых и закрепление уже имеющихся знаний о каких-либо профессиях взрослых.
Главное правило «минутки» - ее непродолжительность, что связано с особенностями процессов внимания и памяти детей дошкольного возраста.
Главное условие эффективности «минуток профориентации» - их регулярность.
Знакомство детей с профессиями взрослых на «профминутках» осуществляется ежедневно во 2 половине дня. В течение одной-двух недель расширяются представления дошкольников об одной конкретной профессии.
Содержанием «минуток профориентации» являются дидактические, коммуникативные, познавательные, логические игры, в ходе которых воспитанники знакомятся с конкретными профессиями, их назначением и функциями. Именно дидактические игры позволяют ребенку осознать общественную значимость труда взрослого, структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.
Приведё м пример таких игр:
1.«Кому что нужно для работы?»
Цель: Расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий)
2. «Поймай - скажи».
Цель: закрепить знания о трудовых действиях, выполняемых людьми разных профессий.
3. «Кем я хочу стать? Как буду работать?».
Цель: формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии.
4. «Бюро находок»
Цель: Закрепить понимание назначения и функций предметов труда.
В помощь воспитателю разработаны технологические карты, которые позволяют расширить представления дошкольников о многообразии профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, его результатах.
Представляем вам алгоритм разработки технологической карты.
Технологическая карта разрабатывается по следующей структуре:
• тема
• возраст
• цель
• информация о профессии, которая включает: название профессии, место работы, материал для труда, форменная одежда, орудия и предметы труда, трудовые действия, личностные качества, результат труда, польза труда для общества, форму организации детской деятельности, а также предполагаемый результат.
Технологическая карта определяет объём знаний дошкольников по определённой профессии.
Представляем вам на слайде пример такой технологической карты.
Тема: «Егерь- страж леса».
Возраст : старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Цель: вызвать у детей интерес к профессии егеря, закрепить, обобщить и расширить знания об этой профессии, способствовать развитию связной речи детей, наблюдательности и воображения; воспитывать уважительное отношение к людям, которые заботятся о растения и животных лесов.
дидактическая игра «В гостях у егеря».
Название профессии : Егерь
Место работы: Лес, заповедник, охотхозяйство
Форменная одежда : Голубая форменная рубашка, брюки, куртка, брюки, кепка защитного цвета, плащ, сапоги, значок егеря.
Орудия и предметы труда: Кормушки для животных и птиц, карта местности, журнал учёта, фотоаппарат, бинокль, блокнот и карандаш для записей, приборы для измерения (рулетка, энциклопедия животных и растений леса
Трудовые действия: Наблюдает за растительным и животным миром леса, устанавливает кормушки для животных и птиц, ведёт их учёт, заготавливает корм, устраивает галечники и порхалища с песком для птиц, помогает растениям, животным и птицам, попавшим в беду, расчищает лес от сушняка; высаживает деревья и кустарники, тушит пожары в лесу, координирует работу с командами охотников, борется с браконьерами.
Личностные качества: Эмоциональная устойчивость, крепкое здоровье,
хорошее зрение, острый слух, выносливость,
хорошая память, смелость, решительность, ответственность, трудолюбие, умение быстро принимать решения в стрессовых ситуациях.
Результат труда: Сохранение лесных насаждений, сохранение и поддержание численности животных и птиц, соблюдение правил поведения в лесу.
Польза труда для общества: Охрана растительного и животного мира лесов.
Форма организации : игровая сюжетная ситуация: «В гостях у егеря»
дидактические, коммуникативные, познавательные, логические игры, в ходе которых воспитанники знакомятся с конкретными профессиями, их назначением и функциями. Педагог предлагает детям следующие роли: «егерь», «папа-охотник», «сын» и др. Можно развить следующий сюжет: папа с сыном пришли в лес на охоту, долго ходили по лесу и наткнулись на раненого лосёнка. Им стало жалко малыша, и они решили ему помочь. По лесным знакам, они отыскали лесной домик егеря. И от «лесного хозяина» узнали много интересного о лесе и его обитателях. Как трудно приходится зверям зимой, и как егерь помогает им в голодное время.
Цель - результат: Развивается творческая фантазия для создания сюжета игры, создания недостающих атрибутов, проведения манипуляций с предметами-заместителями, обыгрывания представлений об окружающей действительности. Умеют распределять роли, согласовывать свой замысел с версиями сверстников, договариваться между собой.
Также в содержание технологической карты, имеется раздел «Взаимодействие с родителями воспитанников». В данном случае: оформление альбома «Правила поведения в лесу».
Работа в данном направлении реализуется нами в соответствии с разработанным перспективным планом ознакомления воспитанников с миром профессий взрослых.
Перед вами на слайде выдержка из плана:
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Месяц: сентябрь
Отрасль: Транспорт
Название профессии : Автомеханик
Отрасль: Сельское хозяйство
Название профессии : Овощевод
Месяц: октябрь
Отрасль: Медицина
Название профессии : Ветеринар
Отрасль: Образование и спорт
Название профессии : Фитнес- тренер
Месяц: ноябрь
Отрасль: Пищевая промышленность
Название профессии : Мороженщик
Отрасль: Лёгкая промышленность
Название профессии : Художник- модельер
Вывод: использование в работе с дошкольниками «минуток профориентации» способствует расширению и систематизации представлений дошкольников о многообразии профессий взрослых, местах работы, материалах для труда, форменной одежде, орудиях и предметах труда, трудовых действиях, личностных качествах, результатах труда, пользе труда для общества.
Непродолжительность и регулярность «Минуток профориентации» повышают эффективность работы с дошкольниками в данном направлении.