Светлана Юнусова
Мини-музеи в ДОУ. Опыт создания мини-музея
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музеи в ДОУ. Опыт создания мини-музея
Музейная педагогика в ДОУ:
• Позволяет реализовывать вариативные образовательные программы;
• Является действенным модулем развивающей предметной-пространственной среды;
• Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; формированию познавательного интереса; расширяет кругозор детей, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
• Помогает наладить сотрудничество педагогов с родителями и представителями социума.
Публикация «Мини-музеи в ДОУ, Опыт создания мини-музея» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Музей (определение) – учреждение, занимающихся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Детский музей в ДОУ – не хранилище вещей, а образовательная среда для изучения и развития, причем не только ребенка дошкольника и его взрослого окружения (родители, педагоги, пространство для совместного творческого поиска взрослых и детей.
Музеи в детском саду – это «мини-музеи».
Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята старших групп проводить экскурсии для младших. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях можно экспонаты брать в руки, рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только сам, но и его мама и папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и семей.
Под мини – музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Принципы создания мини-музеев :
• каждый мини-музей отражает возраст детей, для которых он предназначен. Так, например, естественнонаучный музей может появиться в подготовительной группе, а для малышей создаются мини-музей игрушек-забав (музей погремушки, матрешки, пирамидки, неваляшки, целью которого является обогащение сенсорного опыта, развитие познавательной и речевой активности детей через ознакомление с экспонатом мини-музея;
• небольшие размеры экспозиции;
• определенная ограниченность тематики;
• участие в их создании детей и родителей. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции
• принцип экологичности и безопасности;
• принцип доступности. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее.
• для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини - музей - это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа.
Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов.
Профили музея:
• краеведческий с широкой или конкретной тематикой
• исторический
• этнографический
• естественно-научный
• одного образа
Темы для мини-музеев в ДОУ :
(для малышей)
• Звучащая игрушка
• Мойдодыр
• Мир транспорта
• Музей игрушек
Темы для мини-музеев в ДОУ :
(для старшего возраста)
• Музей веселого карандаша
• Музей животных (музей кошки)
• Музей детской книги
• Музей часов
• Музей денег
• Музей дерева
• Народные промыслы
• Народы России (этнографический музей)
• Музей камня (самоцветы Урала)
• Природа родного края (краеведческий)
• Животные нашего края (краеведческий)
• Подводный мир
• Музей космоса
• Музей профессий
• Музей спорта
• От зерна до каравая (музей хлеба)
• Волшебница вода (естественно-научный)
• Воздух-невидимка (естественно-научный)
• Музей мусора
Этапы создания мини-музея :
1. Планирование мини-музея
2. Создание мини-музея
3. Презентация
4. Функционирование мини-музея.
1 этап. Подготовительный «Планирование мини-музея».
1. Знакомство с принципами создания и функционирования мини-музеев.
2. Выбор темы и названия (совместно с детьми и родителями) в ходе бесед с детьми и анкетирования родителей.
3. Выбор места размещения мини-музея
2 этап. Практический «Создание мини-музея».
1. Подбор, изготовление экспонатов
2. Оформление, подбор необходимого оборудования.
3. Подбор сопутствующих материалов, поддерживающих интерес детей к теме мини-музея (игр, иллюстраций, макетов)
4. Организация выставок – экспозиций
5. Разработка плана работы в мини-музее, в котором предусматриваются не только занятия с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы, выставки.
6. Разработка экскурсий по музею (совместно с детьми, выбор экскурсовода (старший возраст).
3 этап. Презентационный «Представление мини-музея».
1. Открытие для создателей музея : детей, родителей;
2. Экскурсии для воспитанников и взрослых других групп, детских садов.
4 этап. Деятельностный. «Функционирование мини-музея»
Планирование в мини-музее НОД, использование экспонатов мини-музея в образовательной деятельности, пополнение новыми экспонатами, экскурсии и т. д.
Опыт создания мини-музея "Игрушки из бабушкиного сундучка"
1этап. Проект «Игрушки наших бабушек», который возник из беседы с детьми об игрушках.
2. Небольшая выставка старинных игрушек. Некоторые игрушки были нам подарены, некоторые родители приносили на временное хранение. Игрушек становилось все больше, они были из разного материла. Педагоги также стали изготавливать различные игрушки из ниток, из лоскуточков, изучать их значение в древности. Игрушки мы стали сортировать по материалам: из ниток, из ткани, из дерева, из соломы. Помимо игрушек родители приносили различные старинные вещи: полотенца, вышитые вручную, плетенные коврики. Все эти атрибуты удачно вписываются в образ нашего музея.
Все предметы мы описывали и вносили в каталог музейных экспонатов.
3. Мы вместе с детьми придумали название нашему музею, родители изготовили деревянный сундучок – самый главный атрибут нашего мини-музея.
Большая часть экспонатов была собрана в первый год создания мини-музея, но каждый год наша коллекция пополняется, т. к. каждый раз мы презентуем родителям наш музей, рассказываем о нем.
Также в мини-музеи мы организуем временные и постоянные экспозиции. Постоянная экспозиция – «Часы», временные – «Ретро-елка».
Что должно быть в мини-музее?
1. Экспонаты
2. Документация (паспорт, каталог)
3. Сопутствующие материалы (дидактические игры; электронные игры; разработки НОД; картотеки игр, стихов, загадок; иллюстрации, картины, проекты, детская и методическая литература и т. д.)