Галина Журавлева
План-конспект занятия «Методика рассказывания по картине»
Картина — это один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства.
Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:
Формат, тематика, характер и функциональный способ применения.
Общие требования к организации работы с картиной :
1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
Публикация «План-конспект занятия „Методика рассказывания по картине“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных предметов : чем младше дети, тем меньше предметов должно быть изображено на картине.
3. После первого представления картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Дальнейшее знакомство с картиной может проводиться с подгруппой или индивидуально.
5. Каждый этап работы (цикл вопросов) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребёнка с использованием конкретного мыслительного приёма.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приёмов.
Виды рассказывания по картине
1. Описание предметных картин
2. Описание сюжетной картины
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине
5. Описание пейзажной картины и натюрморта.
Структура занятия :
1 часть – вводная (обычно до 5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.
2 часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы.
3 часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов детей, и даётся их оценка.
Методические приёмы :
Вопросы по сюжету картины
Образец педагога
Частичный образец педагога
Совместное рассказывание
План рассказа
Коллективное обсуждение плана будущего рассказа
Составление рассказа
Оценка детских монологов