Папки-передвижки

Консультация «Методика подготовки и сбора материалов для ЭУП или дидактического материала»

Исмаилова Гулчехра Телемурадовна
Консультация «Методика подготовки и сбора материалов для ЭУП или дидактического материала»
▼ Скачать + Заказать документы

«Методика подготовки и сбора материалов для ЭУП или дидактического материала»

Распространение компьютеров и телекоммуникационных систем кардинально изменило возможности человека по эффективному использованию информационных ресурсов, предоставив в его распоряжение мощное средство для поддержки и совершенствования интеллектуальной деятельности. Образование как ведущий фактор развития и усиления интеллектуального потенциала государства оказалось в эпицентре процессов информатизации.

Публикация «Консультация „Методика подготовки и сбора материалов для ЭУП или дидактического материала“» размещена в разделах

Стратегические задачи, стоящие сегодня перед образованием, отражены в ряде государственных программ и концепций, направленных на формирование единой образовательной информационной среды. Оснащение учебных заведений персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, создание системы образовательных порталов, переподготовка кадров в области информационно-коммуникационных технологий, разработка электронных образовательных изданий и ресурсов, — все эти мероприятия призваны ускорить переход системы образования на качественно новый содержательный и технологический уровень. Очевидно, что в этих условиях для педагогической науки важнейшим направлением деятельности становится создание электронных средств обучения разным дисциплинам.

Немаловажную роль в обновлении педагогического инструментария в области преподавания и изучения общественных дисциплин сыграла успешная работа, в которой не последнее место отводится проблемам пересмотра содержания и методов обучения в современных условиях, создания авторских методик обучения, разработки учебной, методической и справочной литературы нового поколения, в том числе на электронных носителях.

Электронные средства обучения имеют почти пятнадцатилетнюю историю своего развития. Все эти годы педагоги пристально следили за достижениями компьютерной техники, выявляли дидактический потенциал компьютерных технологий, искали возможности их применения в различных предметных областях, создавали экспериментальные дидактические материалы, предпринимали попытки их внедрения в практику преподавания, ставили вопрос о разработке новых педагогических технологий.

Эти же тенденции наблюдаются и в методике преподавания общественных дисциплин, которая сегодня уже располагает некоторыми теоретическими и практическими достижениями в области создания и использования электронных средств обучения. Настало время для анализа, оценки и систематизации накопленного педагогического опыта и формирования на этой основе целостной теории электронного учебника.

Перечисленными причинами определяется актуальность настоящего исследования, посвященного проблемам создания средств обучения общественным дисциплинам на базе технологий гипермедиа и внедрения их в практику преподавания. Учебник, в классическом понимании, это книга для учащихся, в которой в определенном порядке, излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры. Следовательно, учебник, как электронный, так и печатный, имеют общие признаки, а именно:

-учебный материал излагается из определенной области знаний;

-этот материал освещен на современном уровне достижений науки и культуры;

-материал в учебниках излагается систематически, т. е. представляет собой целое завершенное произведение, состоящее из многих элементов, имеющих смысловые отношения и связи между собой, которые обеспечивают целостность учебника.

Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного. Они заключаются в следующем:

1. Каждый печатный учебник рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. Электронный учебник весь размещен на одном компакт-диске, содержит иллюстрации, карты к тексту, задания для проверки знаний в интерактивном режиме.

2. Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном.

3. Электронный учебник является по своей структуре открытой системой. Его можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации.

Для обеспечения многофункциональности при использовании электронного учебника на занятиях:

- поддерживание учебной программы по дисциплине и использовать учебный материал согласно имеющемуся тематическому планированию.

- объединение всего изучаемого материала по дисциплине, такое ЭУП можно использовать на уроках, для самостоятельных занятий и для подготовки к сдаче экзаменов.

В электронном учебнике выделяется четыре основные части: содержательная, процессуальная, управляющая и диагностическая.

1) Содержательная часть учебника включает следующие компоненты: познавательный, демонстрационный;

2) Процессуальная часть включает компоненты: моделирующий, контрольный, закрепляющий. Познавательный компонент направлен на передачу знаний обучаемому. Это, как правило, текстовая информация. Демонстрационный компонент поддерживает и раскрывает содержательный компонент, который позволяет применять знания к решению практических задач. Контрольно — закрепляющий компонент определяет степень усвоения учащимися изучаемого материала.

3) Управляющая часть представляет собой программную оболочку электронного учебника, способную обеспечить взаимосвязь между его частями и компонентами.

4) Диагностическая часть хранит статистическую информацию о работе с конкретными программами. Технология создания ЭУ достаточно трудоемка и включает следующие этапы.

1. Определение целей и задач разработки.

2. Разработка структуры электронного учебника.

3. Разработка содержания по разделам и темам учебника.

4. Подготовка материала электронного учебника.

5. Программирование.

6. Апробация.

7. Корректировка содержания ЭУ по результатам апробации.

8. Подготовка методического пособия для пользователя.

Отправной точкой в создании электронного учебника является дидактические цели и задачи, для достижения и решения которых используется информационные технологии. Цель создания ЭУ: Предметно-ориентированное изучение дисциплины. Структура (от лат. struktura — строение, расположение, порядок) в общепринятом понимании — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Исходя из этого определения при разработке электронного учебника первоначально определена его структура, порядок учебного материала, сделан выбор основного опорного пункта будущего учебника. Понятие о содержании электронного учебника является частью понятия содержания образования, под которым понимается система знаний, умений, навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных способностей обучающегося. При разработке содержания учебный материал распределен следующим образом:

- по степени сложности восприятия,

- по степени сложности подачи.

В ходе этой работы особое внимание уделяется выделению:

- основного учебного материала,

- второстепенных моментов в изучении учебного материала,

- связей с другими темами учебного курса.

Познавательный интерес в педагогической практике рассматривают часто как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент педагога, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольно внимание учеников, заставят активизировать их мышление, волноваться, переживать.

Материал электронного учебника — это распределение содержания учебного курса и его процессуальной части в рамках программных структур разного уровня и назначения. Демонстрационная часть включает в себя все то, что необходимо представить на экране монитора для раскрытия содержательной части. Программные структуры разного уровня — это компоненты мультимедийных технологий: гипертекст и т. п. Использование этих средств носит целенаправленный характер: для активизации зрительной и эмоциональной памяти, для развития познавательного интереса, повышения мотивации учения. Начинать работу по сбору материала лучше всего с выбора (отбора) тем из разделов всего учебного курса, которые наиболее требуют компьютерного воплощения. Любая разработка программного обеспечения включает в себя задачу проектирования деятельности будущего пользователя создаваемой системы [4]. В зависимости от целей разработки, задач выбирается вид электронного носителя для учебника и язык программирования, который должен учитывать вид носителя. После создания ЭУ необходимо апробировать его на семинарах, круглых столах с учителями-предметниками или на курсах института повышения квалификации. Мнение таких людей об ЭУ, их замечания крайне важны; учитывая их замечания, вносится корректировка в курс. ЭУ необходимо апробировать в условиях учебного заведения. Во время апробации так же выявляются отдельные незамеченные разработчиками ошибки, некорректность, неудобства в эксплуатации и т. п. По результатам апробации проводится корректировка программ электронного учебника.

При моделировании, разработке и внедрении электронных средств в обучении общественным дисциплинам могут быть использованы предложенные и описанные в исследовании:

- типы электронных ресурсов, принципы отбора и организации учебного материала, системы помощи и механизмы обратной связи, виды мультимедийной наглядности, система тестовой диагностики знаний, умений и навыков;

- модели электронных средств обучения, диагностики и контроля — контрольно-диагностических тестов, гипертекстовой учебной книги, учебно-методического комплекса на базе технологий гипермедиа;

- универсальная форма описания учебного материала для реализации авторской идеи в программной оболочке;

- системы траекторий освоения учебного материала при работе в среде гипермедиа; виды и формы работы с различными электронными ресурсами с учетом разных условий обучения и для реализации разных учебных задач.

В ходе исследования были созданы, апробированы и внедрены в учебный процесс:

- контрольно-диагностические тесты;

- комплекс электронных учебных материалов для проведения итоговых занятий на этой основе проектной деятельности;

- учебно-методические комплексы по следующим дисциплинам: «Обществознание», «История Казахстана», «Основы права» для студентов;

На основе описанных технологий созданы три электронных учебных пособия. Ниже приведены рисунки из кадров электронного учебного пособия по дисциплине «Основы права» (рис. 1, рис. 2.)

Рис. 1. Титульный лист ЭУП «Основы права»

Рис. 2. Тесты по дисциплине «Основы права».

Каждый раздел ЭУП состоит из следующих компонентов:

- познавательный материал по данным разделам;

- тесты для закрепления и контроля усвоения знаний.

Все разделы ЭУП и их компоненты взаимосвязаны, находятся в общей программной оболочке. Каждый компонент в указанных разделах электронного учебника доступен для пользователя из любой другого компонента. В заключение, хочется подчеркнуть, что электронное учебное пособие, существенно отличается технологически от бумажного и должно поддерживаться электронными технологиями, к которым относятся: анимация, многоуровневые и многовариантные задания, гипертекст и т. д., то, что обеспечивает адаптивность содержательной части электронных учебников для различных кругов пользователей.

Список использованной литературы:

1. Алламбергенова М. Использование интерактивных учебных комплексов в процессе высшего образования как средство формирования творческой атмосферы // Образование. — Алмата, 2010. — № 6. — С. 132–134.

2. Краснова Г. А., Беляев М. И., Соловьев А. В. Технологии создания электронных обучающих средств: 2-е издание. — Москва: МГИУ, 2002. — 304 с.

3. Тайлакова Д. Н. Требования к созданию электронной учебной литературы нового поколения//Журнал “Физика, математика и информатика”. Ташкент, 2012 г. № 3.

4. Тайлакова Д. Н. Технология моделирования и создания электронного учебника по курсу «Родной язык» // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 772-775. — URL https://moluch.ru/archive/52/6806/ ( дата обращения: 12.01.2019).

Публикации по теме:

Конспект ООД «Математика и творчество» с использованием дидактического материала «Цветные счётные палочки Кюизенера» «Математика и творчество». ООД с использованием дидактического материала «Цветные счётные палочки Кюизенера», старшая группа Цель: Развивать.

Мастер-класс «Осенние забавы на прогулке» по изготовлению дидактического материалаМастер-класс «Осенние забавы на прогулке» по изготовлению дидактического материала "Листопад, листопад Листья кружатся, летят! Разноцветные, резные, Словно кистью расписные… Осень краску подарила, Листья в пляску закружила. ".

Детский мастер-класс по ручному труду «Создание дидактического материала «Урожай собирай и на зиму запасай!»»Детский мастер-класс по ручному труду «Создание дидактического материала «Урожай собирай и на зиму запасай!»» Материал для выполнения мастер – класса: распечатки с изображением плодовых деревьев, фруктов, ягод, корзин, банок разной формы и размеров,.

Консультация для педагогов «Методика проведения подвижных игр» Подвижные игры – игры с преобладанием двигательной активности – самый доступный способ закрепления двигательных навыков и формирования физических.

Консультация для педагогов «Технология группового сбора» «Групповой сбор – как способ создания условий для социальной ситуации развития детей». Современный образовательный процесс в ДОУ должен.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму» Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму». Чтобы ребенок мог легко научиться.

Консультация для воспитателей «Методика проведения физкультурных занятий на прогулке» Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей.

Разработка дидактического и раздаточного материалаРазработка дидактического и раздаточного материала «Варежка примирения» Цель: помогает поссорившимся детям помириться друг с другом и общение переходит на мирный лад; «Играем и учимся.

Консультация для воспитателей и родителей «Методика работы со сказкой» Моделирование сказок Очень давно мне попал в руки материал по работе со сказкой для дошкольников. В течении долгих лет я использую материал.

Воспитание у ребёнка любви к природе в процессе сбора гербария и изготовления поделок из природного материала Воспитание у ребёнка любви к природе в процессе сбора гербария и изготовления поделок из природного материала Я вынес из впечатлений моей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Методика подготовки и сбора материалов для ЭУП или дидактического материала»
Опубликовано: 13 января 2019 в 00:09
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Методика подготовки и сбора материалов для ЭУП или дидактического материала»» (включая файлы) размещена пользователем Исмаилова Гулчехра Телемурадовна (УИ 1789495) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД