Анна Троицкая
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №31 «Золотая рыбка»
Г. Кинешма 2021 год.
"Методическая разработка по опытно – экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. "
Пояснительная записка:
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Данная работа направлена на развитие экспериментально – исследовательской деятельности детей 5-7 лет. Предлагаемая разработка содержит теоретический и практический материал, раскрывающий разнообразные формы исследовательской работы. В разработке представлены рекомендации по укомплектованию основным оборудованием и материалами; предложены конспекты занятий, игр, экспериментов для детей старшего дошкольного возраста. Работа предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений (старшим воспитателям, методистам, воспитателям).
Актуальность
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В
условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только
владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания
самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим
видеть наших воспитанников любознательными, общительными,
самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в
окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение
ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от
технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных
задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям,
открытиям, создать необходимые для этого условия. В работах многих
отечественных педагогов говорится о необходимости
включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой
они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов,
замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности
приобретать знания самостоятельно.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто
лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.
Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным
заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую
плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение
детского экспериментирования. Все исследователи экспериментирования в
той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной
деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с
ним, осуществляемые ребенком практические действия
выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию,
создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.
Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы :
1. формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;
2. знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение);
3. формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса);
4. познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;
5. учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;
6. стимулировать познавательную деятельность;
7. познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни);
8. воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;
9. развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.
Ожидаемый результат:
1. Проявлять устойчивый познавательный интерес к
экспериментированию;
2. Проявлять интерес к миру природы, формулировать вопросы и
искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми и другими
детьми);
3. Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с
взрослыми);
4. Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и
представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с
взрослыми);
5. Проявлять элементарные навыки рационального
природопользования.
Виды экспериментирование в старшей группе :
1. знакомство со свойствами песка и глины;
2. воздух, его свойства и значение;
3. изучение свойств воды;
4. природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства;
5. наблюдение за явлением магнетизма;
Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности :
1. Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.
2. Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей.
3. Рассказ — создание ярких словесных образов, стимулирующих познавательную активность детей.
4. Беседа — уточнение и систематизация новой информации.
5. Чтение художественной литературы
6. Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.
Правила безопасности жизнедеятельности детей :
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.
Опыты проводимые с детьми старшей группы :
Опыт №1 «Узнай по запаху»
Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (духов, ванилина, лука, чеснока). Затем расспросить у ребят, что они чувствовали, когда им давали понюхать тот или иной продукт?
Опыт №2 «Имеет ли свой запах воздух?».
Воспитатель говорит: «Посмотрите, сегодня у нас в группе много воздушных шаров. Как вы думаете, что внутри этих шаров? А в не надутых шарах есть воздух? Какой шарик тяжелее - надутый или не надутый? Как проверить? Давайте, ребята, взвесим шары. Чем мы будем взвешивать?». Предложить детям взвешивать на чашечных весах, а затем провести с ними беседу, о проведенном опыте.
Опыт № 3 «Воздух работает»
Из этого опыта дети узнают о том, что воздух может двигать предметы (парусные судна, воздушные шары и. т. д.). Воспитатель запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям подуть на нее. При этом, дети расспрашивают взрослого, что же можно придумать для того, чтобы лодочка двигалась быстрее? Ребятам предоставляется возможность прикрепить к лодочке парус, чтобы «заставить» лодочку плыть быстрее.
Чтобы еще более наглядно показать, какие предметы двигаются быстрее с помощью воздуха, взрослый, вместе с детьми надувает воздушные шары, затем ребята выпускают их, и наблюдают за движением воздушных шаров. Этот опыт приводит воспитанников в восторг. Еще бы! Летающие шары!
Опыт № 4 «Почувствуй воздух»
С воспитанниками проводится игровое упражнение: «Почувствуй воздух». Дети машут листом бумаги возле своего лица. Воспитатель при этом задает вопрос: «Что же они чувствуют?» Ребята определяют, что воздух они не видят, но он окружает нас вокруг.
Опыт №5 «Нужен ли корешкам воздух?»
Дети вместе с воспитателем выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают и определяют, что в одном горшке почва плотная, а в другом – рыхлая. При этом задают вопрос: «Почему же плотная почва, хуже чем рыхлая?» Уточняют, нужен ли воздух корешкам? Для этого, три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость ребята с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую емкость с фасолью оставляют без изменения, в третью - на поверхность воды, дети наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. В течение последующих дней ребята наблюдают за изменением проростков во всех трех емкостях. После проведения этого опыта, воспитанники, с помощью воспитателя, делают выводы о необходимости воздуха для корешков. Затем зарисовывают полученные результаты.
Из выше перечисленных опытов, дети узнали, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не видимый и нужен он для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Также с детьми идет знакомство с песком и глиной, и их свойствами.
Опыт № 6 «Песочная страна»
Воспитанники с помощью лупы и микроскопа рассматривают песок: какого он цвета, пробуют на ощупь, определяют, как выглядят песчинки? Затем пробуют слепить фигурки из мокрого и сухого песка. Воспитатель на плотной бумаге предлагает ребятам с помощью клеевого карандаша что- либо нарисовать, а потом на клей насыпать песок. После этого все вместе рассматривают детские рисунки, определяют, какой из рисунков самый красивый.
А вот из глины дети пробуют лепить поделки, сразу определяя, что глину нужно размочить в воде, иначе с нее невозможно будет изготавливать поделки.
Опыт № 7 «Песок и глина»
Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной и рассмотреть. Ребята выясняют, что лучше будет пересыпаться - песок или глина? Затем высыпают песок в большую емкость горкой и смотрят, что происходит с песком? Таким же образом, выкладывают кусок глины и определяют, одинаковые ли получились горки? Детям становится интересно: почему горки получаются разные? С помощью воспитателя определяют, что частички песка все одинаковые, а глины - разной формы и размера. При помощи сита, просеивают песок и глину и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины и почему? Взрослый предлагает ребятам рассмотреть песочные часы. Дети при этом определяют: «Можно ли изготовить глиняные часы?».
Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями.
На примере воды, идет знакомство детей со свойствами жидкости.
Ребятам рассказывается и показывается, где в природе есть вода, и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды. Кому она нужна для жизни; где в природе есть вода; как человек использует воду; как вода работает на человека? И проводятся следующие опыты :
Опыт № 8 «Тонет, не тонет»
Воспитатель, дает детям представления о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Перед ребятами разложены многие предметы. Дети сразу же начинают интересоваться: все ли эти предметы плавают? И отгадывают: какие из них могут утонуть? Педагог помогает воспитанникам сравнить плавучесть различных предметов. Затем с ребятами проводиться игра – забава: «Рыбалка», в которой детям по очереди нужно достать из воды предметы игрушечной удочкой.
Опыт № 9 «Подводная лодка из яйца»
Ребятам предоставляется возможность определить, в какой воде будет плавать яйцо, в пресной или соленой? Дети насыпают в стакан с водой соль и опускают в соленую воду яйцо, потом в стакан с пресной водой также опускают яйцо и наблюдают. Что же происходит? Восторг у детей вызывает яйцо, которое плавает в соленой воде. Сразу же после опыта задаются детьми вопросы : «Почему же соленая вода так хорошо держит яйцо на поверхности?» Взрослый объясняет, что в соленой воде легче плавать, потому что предмет поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.
Опыт № 10 «Можно ли склеить бумагу водой?»
В этом опыте ребята смачивают листы бумаги водой, слегка прижимают, лишняя вода при этом выдавливается. Затем, начинают двигать листы один в одну сторону, другой в другую сторону. Бумага слипается между собой, потому что обладает склеивающим действием. Дети при этом шутят: «что будут теперь обходиться без клея, потому что есть вода».
Опыт №11 «Окрашивание воды».
Взрослый, предлагает воспитанникам, окрасить воду самостоятельно сразу в стаканчиках с теплой и холодной водой. Затем потрогать оба стаканчика; догадаться, почему один теплый, а другой – холодный; потрогать воду рукой, понюхать. Перед детьми ставиться задача : - в каком стаканчике краска быстрее раствориться. Для этого, предлагает положить по одной ложке красителя в каждый стаканчик. Ребята выполняют задание, рассказывают, что получилось.
Опыт № 12 «Притягиваются - не притягиваются»
Дети рассматривают все предметы, перед ними лежащие; определяют, из какого они материала. Высказывают предположения: «Что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит?» Взрослый предлагает воспитанникам, отобрать все названные предметы, которые не притянуться к магниту, и назвать материал.
Опыт № 13 «Два магнита»
Воспитательница ставит перед ребятами задачу: - «определить, как будут вести себя два магнита, если их поднести друг к другу». Дети проверяют, поднося один магнит к другому. Магниты притягиваются. Вместе со взрослым выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной. Магниты оттолкнуться.
Очень интересно было ребятам проводить вместе с воспитателем опыты про статическое электричество.
Опыт № 14 «Воздушный шарик»
Дети обращают внимание на «прилипший» к стене воздушный шар. Осторожно начинают тянуть его за нить вниз, шарик по- прежнему прилипает к стене. Затем, ребята дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется с шариком: он падает, отлипая от стены. Взрослый предлагает детям сделать шарик «волшебным». Предположения ребята проверяют действиями: осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду, и тут же к шарику, начинают прилипать кусочки ткани; волосы; одежда. «Волшебный» шарик приводит детей в восторг.
Заключение:
Главная особенность исследовательского обучения - активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Мы на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Сухомлинский говорил: «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть его сердце и в памяти навсегда сохраняется образы, в которых воплощается Родина». Но что может быть прекраснее самой природы! И если вглядываться в нее внимательно, то сколько самых ярких красок увидишь, и не услышишь даже в самом гениальном произведении искусства. Давайте научим ребёнка любить природу и беречь её, восхищаться ею, и жалеть её.Уже сейчас видны результаты нашей работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям, некоторые закономерности в природе. Ребята с большим удовольствием проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Ответственно относятся к выполнению домашних заданий. Интересно наблюдать за детьми, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько интереса и восторга видишь в их глазах. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.