Светлана Сигунькова
Метод проектов как средство творческого развития дошкольников в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2.
В педагогической практике в разных областях деятельности идёт активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого ребенка, предоставить возможность каждому развивать творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно, определить своё место в жизни, свой путь, своё направление деятельности. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.
Слайд 3.
Публикация «Метод проектов как средство творческого развития дошкольников в условиях ДОУ» размещена в разделах
Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Метод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.
Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практике работы дошкольных образовательных учреждений. Преимущества проектного метода представлены на слайде
Слайд 4.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Слайд 5.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность всех творческих методов : исследовательских, поисковых, проблемных. Методика организации работы над проекту содержит формулу 5П. Это проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация и папка с рабочими материалами.
Слайд 6.
Перед началом реализации проекта, педагог проводит познавательную беседу, в ходе которой отвечают на вопросы: Что мы знаем, что хотим узнать по этой теме, что надо для этого сделать?
Все ответы, идеи детей педагог фиксирует наглядно, схематично, знаками или картинками. Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора (имя ребенка). Получается своего рода наглядный план работы над темой проекта, который можно представить в приёмной для ознакомления родителям.
Слайд 7.
В ходе решении задач проектной деятельности хочется обратить внимание, что в младшем и среднем дошкольном возрасте, при вхождении детей в проблемную и игровую ситуацию ведущая роль принадлежит педагогу и нахождение пути разрешения проблемной ситуации тоже совместно с педагогом. А в старшем дошкольном возрасте решение проблемы вначале происходит с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Слайд 8.
Проекты подразделяется по количеству, по содержанию, по продолжительности и по доминирующему виду: информационные, исследовательские, творческие, игровые. В практике работы ДОУ часто используются интегративные проекты.
Слайд 9.
В нашем детском саду реализованы творческие и познавательно-творческие проекты : «Необычными вещами мы рисуем без труда» в подготовительной группе, «Загадка Эбру или почему краски не тонут» с детьми, посещающими кружок «Мы волшебники», «Пластилиновые узоры» в старшей группе, «Мама – солнышко моё» в подготовительной группе. Почти все проекты были представлены на муниципальном конкурсе «Мир открытий».
Слайд 10.
Целью творческого проекта «Пластилиновые узоры» являлось: развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования. Пластилинография– один из видов декоративно- прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. Этот вид нетрадиционной техники способствует художественно-эстетическому развитию дошкольников. Рисование пластилином развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное - способствует развитию индивидуальной творческой личности. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.
Слайд 11.
Познавательно-творческий проект «Загадки эбру или почему краски не тонут» стал победителем в муниципальном конкурсе познавательно-исследовательских проектов в номинации «Лучший творческий проект». Цель проекта : развитие творческой личности дошкольника через ознакомление с техникой нетрадиционного рисования – эбру. Искусство рисования на воде очень нравится детям и взрослым, ведь всегда получается что-то красивое и завораживающее. Эбру - это способ самовыражения, который никогда не теряет своего мистического очарования с момента возникновения замысла и до появления изображения на бумаге. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. В ходе проекта дети совместно с педагогом и родителями проводили опыты по взаимодействию воды с гуашью, акварелью и жидкой тушью, домашние эксперименты с молоком, крахмалом и желатином.
Итоговым мероприятием этого проекта стали красочные и необычные рисунки детей, которые они подарили своим мамам на праздник 8 марта.
Слайд 12.
Следующий творческий проект по нетрадиционным техникам рисования «Необычными вещами мы рисуем без труда», реализован в подготовительной группе. Цель проекта : развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные способы рисования очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. В ходе проектной деятельности дети научились рисовать пальчиками, ладошкой, различными печатками, ушными палочками, мятой бумагой, вилкой, пластикой бутылкой, мыльными пузырями, поролоном и др. подручным материалом. Ребята овладели техникой кляксография, монотипия, ниткография, пластилинография, набрызг.
В результате реализации проекта были получены заметные положительные результаты: дети приобрели знания о свойствах и особенностях нетрадиционных изобразительных материалов, стали активнее использовать в своих творческих работах различные техники и приемы. Работы детей стали более выразительными и богатыми по тематике, улучшилось качество изображения, стал заметен более творческий подход к изобразительной деятельности.
Слайд 13.
Познавательно - творческий проект «Мама-солнышко моё» реализован с детьми и родителями подготовительной группы и был приурочен ко Дню матери. Цель: формирование осознанного понимания значимости матери в жизни ребёнка, развитие творческих способностей всех участников проекта. Совместно с детьми и педагогами активное участие в данном проекте принимали мамы наших воспитанников. Были оформлены выставки творческих работ «Мамины руки не знают скуки», оформлены семейные альбомы, совместно с детьми изготовлены книжки-малышки «Сочиняю вместе с мамой», оформлена фотовыставка «Мы - читающая семья» и выставка совместного творчества «Герб моей семьи», проведён видео марафон «Профессия моей мамы». Итоговыми мероприятиями проекта стали изготовление детьми подарков для мам и проведение совместного праздника «Мама милая моя», посвящённого Дню матери.
Слайд 14.
Указом президента России В. Путиным 2022 год был объявлен годом культурного наследия народов России, в соответствии с этим на 2022-23 учебный год перед нашим ДОУ была поставлена задача: «Способствовать формированию основ нравственно – патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории, традициям и культуре родного края с использованием технологии музейной педагогики». В октябре с педагогами ДОУ был проведён проектный трек, в ходе которого воспитателями разработаны проекты по мини-музеям во всех возрастных группах.
Слайд 15.
В группе раннего возраста мини-музей «В гостях у сказки», в младшей группе «Деревянная игрушка», в старшей группе «Такие разные куклы»
Слайд 16
в средней «А» группе «Волшебница шерсть». Основная идея создания мини-музея - показать детям красоту и многообразие ручного творчества из шерсти, познакомить с творчеством народных мастеров родного края.
Слайд 17.
В средней «Б» группе создан мини-музей «Волшебный мир театра», который был представлен Муллер Л. А. на прошлом РМО. При активном участии родителей в мини-музее собраны экспонаты: различные виды театра (пальчиковый, настольный, теневой, варежковый, куклы бибабо и др., костюмы и атрибуты сказочных героев, различные театральные пособия, оформлен дидактический материал и созданы фотоальбомы. Все собранные экспонаты мини-музея используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности, что способствует развитию творческих и индивидуальных способностей детей.
Слайд 18.
В подготовительной группе оформлен миини-музей «Медведи – милые друзья». Мини-музей знакомит ребят с народными сказками, где главный герой - медведь, знакомит с историей медвежьего угла Нижегородской области – нашим городом Сергачом, символ которого является медведь. Здесь собраны медведи, сделанные из разных материалов. Создавая экспонаты, родители совместно с детьми проявили себя как творческие, креативные мастера. В ходе экскурсии по мини-музею дети брали на себя роль экскурсовода и делились информацией по созданию своих экспонатов.
Слайд 19.
Как вы, наверное, заметили, что при реализации представленных проектов прослеживается цель – развитие и воспитание творческой личности.
В ходе работы мы наблюдали за творческой деятельностью детей, за их действиями и креативным поведением в ходе выполнения проектов. Мы заметили, что
-Дети активно стали включаться в творческую деятельность
-Продукты творческой деятельности детей (рисунки, поделки, макеты и др.) стали более разнообразными, в которых просматривается индивидуальность и креативность
-Дети стали в большей степени творчески подходить к решению проблемных задач в ходе выполнения проекта
-Дошкольники стали больше проявлять инициативу, самостоятельность, активность, уверенность ребенка в себе и в своих способностях.
-Улучшились взаимоотношения между взрослыми и сверстниками, способность работать в команде
-Видя положительные результаты своей деятельности, у ребёнка возрастает желание заниматься творческой деятельностью
- Родители и педагоги становятся коллегами и партнёрами, у которых общая цель – воспитание творческой, познавательно-активной личности ребёнка