Мария Ермакова
Консультация для педагогов «Метод Floortime — развитие ребенка с РАС посредством игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Настоящая игра — это то, что идёт изнутри ребенка, а не то, что мы пытаемся ему навязать.
Гордон Ньюфелд
Многие психологические и педагогические исследования говорят о том, что в игре ребенок исследует окружающий мир, моделирует его, осваивает житейские правила, человеческие отношения, «примеряет» на себя социальные роли.
Все дети любят играть и получают от этого удовольствие, разница лишь в том, что аутичный ребенок играет по-особенному.
Публикация «Консультация для педагогов „Метод Floortime — развитие ребенка с РАС посредством игры“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Если же мы говорим о детях с РАС и наблюдаем за игрой аутичного ребенка, мы замечаем некоторые характерные особенности в игре:
- чаще всего аутичный ребенок играет с собственными ощущениями, а точнее, его игра нацелена на аутостимуляцию определенных слуховых, зрительных, тактильных и других ощущений.
Уважаемые коллеги! Давайте еще раз вспомним о признаках РАСи предлагаю вашему вниманию памятку «Возможные признаки аутических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста».
- ребенок выкладывает длинные ряды из кубиков, группируя их по цвету, или возит машинку, наблюдая, как крутятся ее колеса, или с грохотом скатывает эту машинку с горки.
Действия ребенка с РАС, играя с выбранными предметами могут быть многократно повторяющими!
- ребенок часто играет с неигровыми предметами (крышки от кастрюль, веревочки, инструменты для ремонта, бумажки). Если же ребенок играет с игрушками, то чаще всего это кубики, конструктор, машинки, юла, игрушечные звери, куклы. Ввести в его игру какой-то персонаж, «действующее лицо» довольно сложно;
- в игре чаще всего нет сюжета;
- если сюжет все-таки есть, он бывает очень «свернутым», нет подробностей, деталей;
- самостоятельная игра аутичного ребенка, как правило, стереотипна, однообразна. Ребенок может раз за разом проигрывать одно и то же яркое впечатление.
У него есть свои игры и правила, и они зачастую не понятны нам.
Попробуйте для начала сами понять его правила игры. Это надо делать очень осторожно и терпеливо т. е. мы наблюдаем. Если ребёнок пускает вас в свой мир и ему приятно с вами взаимодействовать, то попытайтесь повторить, то, что он делает. Это поможет вам наладить визуальный и эмоциональный контакт. Он сделает вывод, что вы хотите понять его мир, его правила. Потом попытайтесь внести в его игру что-то новое, но не нарушая его пространство. Например, он выстраивает игрушки в линию, вы на первом этапе копируете его действия. Вы не забираете его игрушки, а берёте такие же и строите всё как у него. Подчеркните этот момент эмоционально (ура, здорово, ты молодец, и я молодец, у нас так всё красиво).
Привести пример для слушателей о детях аутистах, посещающих занятия, которые приносят любимые предметы на «сегодняшний» день.
Понятно, что включаясь в игру аутичного ребенка, преобразуя ее, мы работаем на развитие ребенка, содействуем его эмоциональному росту.
Поэтому, Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию один из методов игровой терапии с детьми с РАС, где на первом месте стоит конечно же развитие личности ребенка через игру.
Метод Floortime» (буквально – «время–в игре проведенное на полу») — вид терапии, основанный на игре, разработанной профессором Стенли Гринспеном в 1979 году. Целью методики «Floortime» является объединение терапевтической и коррекционной среды с игровой, это делает её естественной, теплой и безопасной для ребенка.
Метод Флоортайм – это замаскированная учеба, спрятанная в активной игре.
Все совместные игры с детьми проводятся на полу. Совместная игра помогает ребенку установить лучший контакт с окружающими людьми, что улучшит умение общаться и повысит интерес к другим людям.
Суть метода -это подход, который во главу угла ставит самого ребенка, его особенности, его интересы. Флортайм делает упор на игры, которые интересуютпрежде всего самого ребенка. Педагоги, родители подключаются к этим играм, присоединяясь к ребенку, чтобы расширить игровые рамки и привить новые навыки. Тем самым, подталкивая ребенка к сложным сюжетам игры.
Таким образом, следование за инициативой ребенка — главная установка в игре.
Следовать за ребенком – не значит комментировать или просто повторять то, что он делает, это значит входить в контакт и взаимодействовать с ним на базовом уровне его интересов. Взрослый должен создать причину, по которой ребенок захочет с ним играть, поэтому для начала нужно приглядеться к ребенку и выяснить, в чем состоит его истинный интерес.
Пример:
Я наблюдаю Влад расставляет животных или кубики в ряд, за этим может скрываться общее стремление к созданию порядка, чередования, интервал расстояния между предметами. Влад выстраивает игрушки в ровную линию, я добавляю к его ряду еще один предмет или предлагаю неожиданный вариант: улыбаясь, ставлю игрушку под прямым углом к его линии. В любом случае, у нас зарождается взаимодействие. Когда ребенок увидит, что я не хочу его прерывать или менять что-то в его порядке и правилах, он может выставить в ряд еще одну игрушку, сделать паузу и посмотреть, стану ли я продолжать его игру.
Рассматривайте себя прежде всего как участника игры! Когда ребенок перестанет переживать из-за того, что вы собираетесь прервать его занятие, он пустит вас в свою игру, потому что совместная игра приносит больше удовольствия. Помогайте ребенку делать то, что ему хочется и нравится, но играя по своим правилам т. е. развивая в ребенке другие навыки, усложняя задания.
Основные правила и рекомендации при игре по принципам Floortime
-Начинайте игру с любимых ребенком предметов или действий, даже если это его самостимуляции (карточки, шнурочки, кубики).
-Будьте артистичными в подстройке к ребенку : меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Детям должно быть интересно и весело, и вы тоже должны получать удовольствие от такого взаимодействия!
-Хвалите маленького партнера по игре: рассказывайте о том, как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки. Обратите внимание: что ваша собственная речь не должна быть сложно построенной, используйте для общения отдельные слова или простые предложения. Все мы уже знаем, что дети с РАС из длинной фразы выберут главные слова в предложении, касаемых действий.
-Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом.
Пример:
Играя с Богданом в животных, строили вальеры для лошадки из мягких модулей развивающегося разноцветного коврика. Необычные способы-(переверните посуду и постройте башню, сложите из пазл узор на ковре).
-Переносите игру в новое место, даже если комната одна (например под стол, в разные углы).
-Не забывайте об индивидуальных особенностях ребенка – может быть, ему не нравятся громкие звуки, тогда особенное внимание обратите на использование жестов и мимики, приглушив звук своего голоса. Если он чувствителен к прикосновениям, тогда и игры будут без касаний. В этом случае можно воспользоваться игрушкой из кукольного театра, надеваемой на руку. Учитывайте актуальный уровень развития ребенка. Родители часто испытывают разочарование, из-за того что ребенок не играет так, как, по их мнению, должен был бы играть. Если в голову приходит такая мысль, значит, вы пока не следуете за ребенком. Для начала помогите ему делать то, что он хочет, а потом старайтесь вместе с ним «расширять» его действия.
Метод Флортайм использует следующие виды игр:
1. Спонтанная игра
2. Частично структурированная игра
3. Занятия по развитию сенсорной сферы
4. Занятия по развитию моторики.
Вот некоторые конкретные примеры игр по программе Флоортайм:
-ЧЕРЕЗ ТУННЕЛЬ: покажите ребенку, как катать игрушечную машинку. Сделайте туннель из поставленных рядом рук и попросите ребенка провезти машинку по этой трассе. Или начните убегать, разрушив туннель в самый последний момент, тем самым вовлекая ребенка в догонялки;
-ИГРА В МЯЧ: совместно с ребенком играем в мячик. Помогайте катать мячик по полу, бросать мячик в корзину или перебрасывать его друг другу, Толкайте мячик одновременно – с разной скоростью, отбиванием о пол с хлопками на внимание. Сбивание кеглей по очереди.
-СТРОИТЕЛЬ: работая по очереди, строим башню из кубиков или кирпичиков. Стараемся поднять свое сооружение как можно выше. Это занятие поможет ребенку усвоить идею очередности и необходимости ждать своего хода. Стройте дома, дорожки из конструктора – для героев сценки. Здесь на выручку фантазии приходят сказки «Теремок» и «Три поросенка» «Заюшкина избушка».
Воздвигайте высокий забор между двумя персонажами в игре. Создавайте убежище для фигурок, которые прячутся друг от друга (высокий, низкий).
Сделайте несколько вольеров для зверей — с классическими целями «друзья собираются вместе», «поход в гости», «накормить зверушку».
-ТАНЦЫ: включите любимые песни ребенка и танцуйте по комнате. Имитируйте движения ребенка и поощряйте его к повторению за вами. Предлагайте движения животных (лиса, медведь, заяц).
-РЕЛЬЕФНАЯ ХОДЬБА: вырезаем квадратики из разных материалов – ткани, фольги, пластика с пупырышками (обертки для бытовой техники). Раскладываем их по полу и просим ребенка пройти по такой дорожке. Ребенок испытывает новые ощущения и развивает крупную моторику.
-ПАЗЛЫ: вместе с ребенком ставим на место детали головоломки. Стремимся к тому, чтобы делать это по очереди.
-СОРТИРОВКА ПО ЦВЕТАМ: помогите ребенку сортировать разноцветные игрушки и карандаши,прищепки.
-РАЗНОЦВЕТНАЯ ДОРОЖКА: На белом ватмане с помощью пальчиковых красок сделайте следы ножек с разным направлением и прыжками наступайте на следы, как нарисовано на дорожке (тот же самый –вариант для ручек).
Из примеров легко понять, как достигается эмоциональный контакт и совместное внимание.
Два основных фактора эффективности методики :
1. Исходные возможности ребенка
2. Степень вовлеченности взрослого.
Чего вы можете добиться, применив эту методику?
- Эмоциональный контакт с ребенком
-Взаимодействия в диалоге
- Удовольствие от общения
-Улучшение саморегуляции
- Гармонизация сенсорной сферы
- Развитие коммуникации (речевой и альтернативной)
-Понимание и управление личными эмоциями
- Умение решать социальные задачи в необычной ситуации
- Умение идти на компромисс
- Развитие разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального)
- Развитие самосознания и самооценки
- Формирование мотивов к обучению и общению и системы ценностей
- Построение Я-концепции.
Преимущества подхода Флоортайм:
-возможность раннего начала коррекционных занятий с помощью игры.
-возможность обучения родителей основным идеям и ключевым моментам игровых занятий для осуществления их дома.
-объединение коррекционной среды с естественной и безопасной, где ребенок почувствует себя свободно и непринужденно.
Метод Floortime – это процесс, а любой процесс длится во времени. Именно в процессе игры есть возможность получить положительный результат в общем развитии ребенка.
Дети с особенностями развития -это прежде всего дети! А игра -неотъемлемая часть жизни детей. И именно игры для таких детей прокладывают для ребенка дорогу к внешнему миру с его сложными законами и разнообразием событий.
Подводя итог отмечу, что коррекционная работа с аутичным ребенком не может обойтись без игры.
А в игре легче научиться понимать, принимать и признавать детей с особенностями.
Спасибо за внимание