Валентина Земскова
Мелкая моторика для развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время наблюдается рост детей с недостаточно развитой общей моторикой и слабо развитой мелкой моторикой руки, с проблемами речевого развития. Грамотная, четкая, правильная и лексически богатая речь очень важна для человека, ее развитие должно начинаться еще с младенческого возраста.
Публикация «Мелкая моторика для развития детей» размещена в разделах
Физиологи под выражением «мелкая моторика» подразумевают движение мелких мышц кистей рук. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой,зрением,вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. При стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который в дальнейшем сформируется для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно с ним играть не только в развивающие игры, но и увлекать мелкими движениями, которые более точные и более экономные, не требующие от ребенка чрезмерных затрат энергии, также необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В процессе изучения психолого-педагогической литературы «Особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста» был проведен анализ.
Установлено, что по всем названым проблемам в науке накоплен огромный материал, выдвинуты теоретические положения, дополняющие друг друга. Также, для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития. Педагоги и родители ориентируются на индивидуальное развитие каждого ребенка. Сущность развития мелкой моторики заключается не только в биологически обусловленном дозревании морфологических субстратов мозга, но и в накоплении индивидуального двигательного опыта.