Альбина Равилевна Шматкова
«Мелкая моторика рук дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мелкая моторика рук дошкольников»
В настоящее время в эпоху информатики и электроники дети с маленьких лет больше предпочитают телефоны, планшеты, компьютеры и из-за этого стали менее физически активны. А ухудшение физического развития представляет собой следствием ухудшения формирования мелкой моторики у современных детей. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им сложно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать со счетными палочками, мозаикой.
Темочки:
Дети не редко чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за действиями других детей. А это в будущем одна из причин формирующая школьные трудности.
Всё это доказывает необходимость мелкой моторики в современном мире.
Таким образом, наша главная задача на сегодняшний день - совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей с раннего возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Вместе с развитием мелкой моторики динамично развиваются память, внимание и самое главное детская речь.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью, восприятием ребенка и развитием речи. Развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Успешность работы с детьми раннего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.
I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: образовательной, познавательной, физической и т. д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно.
II этап – диагностический
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.
III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки.
К основным направлениям работы с детьми в образовательной деятельности относятся:
o Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
o Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).
o Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
o Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
o Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
o Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
o Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками: нахождение заданных предметов
o Нахождение и определение предметов наощупь.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Для развития ручной умелости детей вам поможет:
• глина, пластилин (разминать пальцами, лепить различные поделки);
• обычный стол (барабанить всеми пальцами по столу);
• шарики, бусинки (например, нанизывание крупных шариков на леску);
• шнурок, веревочка (завязывание узелков);
• конструктор, мозаика;
• матрешки, пирамидки;
• пуговицы (учите застегивать пуговицы самостоятельно);
• рисовать, раскрашивать, штриховать;
•резать (вырезать) ножницами;
•перекладывать из одной коробочки в другую мелкие предметы (фасоль, горох, палочки, при этом рука не должна сдвигаться.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых ребенок сможет тренировать мелкую моторику, помогая родителям, чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Очищайте со своим ребенком яйца, мандарины, разные орехи (грецкие, фисташки);
2. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу мелкие предметы (крупу (фасоль, горох, бобы, бусинки, пуговки);
3. Перебирание крупы (рис, греча);
4. Сматывание нитки в клубок;
5. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
6. Собирание ягод;
7. Вытирать пыль.
8. Включать и выключать свет.
Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.