Альбина Равилевна Шматкова
«Мелкая моторика рук дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мелкая моторика рук дошкольников»
В настоящее время в эпоху информатики и электроники дети с маленьких лет больше предпочитают телефоны, планшеты, компьютеры и из-за этого стали менее физически активны. А ухудшение физического развития представляет собой следствием ухудшения формирования мелкой моторики у современных детей. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им сложно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать со счетными палочками, мозаикой.
Публикация «„Мелкая моторика рук дошкольников“» размещена в разделах
Дети не редко чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за действиями других детей. А это в будущем одна из причин формирующая школьные трудности.
Всё это доказывает необходимость мелкой моторики в современном мире.
Таким образом, наша главная задача на сегодняшний день - совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей с раннего возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Вместе с развитием мелкой моторики динамично развиваются память, внимание и самое главное детская речь.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью, восприятием ребенка и развитием речи. Развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Успешность работы с детьми раннего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.
I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: образовательной, познавательной, физической и т. д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно.
II этап – диагностический
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.
III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки.
К основным направлениям работы с детьми в образовательной деятельности относятся:
o Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
o Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).
o Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
o Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
o Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
o Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
o Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками: нахождение заданных предметов
o Нахождение и определение предметов наощупь.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Для развития ручной умелости детей вам поможет:
• глина, пластилин (разминать пальцами, лепить различные поделки);
• обычный стол (барабанить всеми пальцами по столу);
• шарики, бусинки (например, нанизывание крупных шариков на леску);
• шнурок, веревочка (завязывание узелков);
• конструктор, мозаика;
• матрешки, пирамидки;
• пуговицы (учите застегивать пуговицы самостоятельно);
• рисовать, раскрашивать, штриховать;
•резать (вырезать) ножницами;
•перекладывать из одной коробочки в другую мелкие предметы (фасоль, горох, палочки, при этом рука не должна сдвигаться.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых ребенок сможет тренировать мелкую моторику, помогая родителям, чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Очищайте со своим ребенком яйца, мандарины, разные орехи (грецкие, фисташки);
2. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу мелкие предметы (крупу (фасоль, горох, бобы, бусинки, пуговки);
3. Перебирание крупы (рис, греча);
4. Сматывание нитки в клубок;
5. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
6. Собирание ягод;
7. Вытирать пыль.
8. Включать и выключать свет.
Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.