Валерия Федотова
Медиация: распространение восстановительной практики в работе с несовершеннолетними
▼ Скачать + Заказать документы
«Медиация : распространение восстановительной практики в работе с несовершеннолетними»
1. Конфликт в образовательной среде.
Термин конфликт происходит от латинского «conflictus» (столкновение, имеет значение столкновение сил, сторон, мнений и интересов людей, определенных действий. Конфликт имеет разнополярные значения, такие как негативное явление, ведущее к неблагополучию, и конструктивное поле для деятельности. Образовательная среда — совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Она содержит большое количество участников: обучающиеся, их родители, педагогический состав, администрация образовательной организации. Каждому из них характерны собственное мнение, своя картина мира, свои желания и потребности, которые могут быть основой возникновения споров, ссор, конфликтных ситуаций, конфликтов в образовательной организации.
Публикация «Медиация: распространение восстановительной практики в работе с несовершеннолетними» размещена в разделах
Любой конфликт, возникающий в образовательной среде, носит педагогическую направленность, поскольку он затрагивает достижение основных образовательных целей и задач.
Конфликт в образовательном учреждении — это кризисное развитие педагогической ситуации, характеризующееся резким обострением межличностных отношений и ростом внутреннего, психического напряжения участников образовательного процесса. Его решение требует существенного напряжения интеллектуальных, эмоциональных, духовных сил воспитателя и воспитанников.
2. Виды возникающих конфликтов среди и с участием несовершеннолетних.
Конфликты, возникающие между несовершеннолетними и с их участием могут быть следующих видов: между педагогом и учащимся, между учащимся и учащимся, между личностью и группой, между двумя «противоборствующими» группами.
Распространенным видом конфликта «Учитель — ученик» является непонимание между педагогом и обучающимся. Очень часто ученики думают, что им незаслуженно ставят плохие оценки и мало прилагают стараний для того, чтобы исправить ситуацию. Не действует ни неприятие учителей, ни осуждение одноклассников. Иногда ребенок по каким-то причинам настолько погружается в себя и свой собственный мир, что перестает замечать происходящие вокруг события. Конфликт от этого только затягивается, что не способствует его разрешению.
Конфликт «Ученик - ученик» характеризуется формированием стойкого непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах. Участниками конфликта являются дети и подростки. Неписаным правилом таких конфликтов становится их продолжительность, агрессивность, жестокость по отношению к своим оппонентам. Дети не только не пытаются понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями презрительного отношения, демонстрационного неуважения.
3. Инструменты для решения конфликтных ситуаций в образовательной среде.
На сегодняшний день существуют следующие инструменты для решения конфликтных ситуаций в образовательной среде:
• Восстановительная медиация («программа примирения», «программа по заглаживанию вреда») – программа, при реализации которой конфликтующие (или обидчик и жертва) встречаются для переговоров, а ведущий восстановительной медиации создает условия для взаимопонимания всех участников и для достижения договоренности о приемлемых для них вариантах разрешения проблемы (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда).
• Круг сообщества – программа, направленная на работу с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, межэтническими конфликтами, для под- 10 держки пострадавших и пр. Круг сообщества помогает участникам восстановить смыслы и цели того, что их волнует, с учетом культурных и ценностных ориентиров. Важнейшей особенностью «кругов» является привлечение к обсуждению проблемы заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение, а также способствует поддержке позитивных изменений в сообществе.
• Семейная восстановительная встреча (семейная конференция) – программа, способствующая активизации ресурса семьи для выработки членами расширенной семьи собственного плана по выходу из трудной жизненной ситуации (или социально опасного положения) для обеспечения безопасности и благополучия несовершеннолетних членов семьи. Вероятность выполнения семьей собственного плана значительно выше, чем планов, разработанных специалистами.
• Профилактические восстановительные программы – программы по ситуациям, имеющим риск развития (эскалации) конфликта или совершения правонарушения, в рамках которых участники берут на себя ответственность за их предотвращение и/или улучшение отношений. В ходе программ реализуются принципы восстановительного правосудия (восстановительной медиации – в соответствии со стандартами восстановительной медиации).
• «Школьно-семейный совет» – рассчитан на работу с комбинированными конфликтами и на привлечение не только педагогических работников и специалистов образовательной организации, но и самих обучающихся и их родителей (законных представителей); реализуется по запросу администрации образовательной организации и заявке в школьную службу примирения (медиации).
4. Зафиксируйте, для чего Вам нужна служба медиации и кто должен в нее входить, какие функции она выполняет.
Так как главная цель медиации в дошкольном учреждении – превратить детский сад в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (воспитанников, воспитателей, родителей и т. д.). Служба медиации нужна для мирного решения проблем и конфликтов, снижения уровня агрессии в детском саду и сохранения добрых отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Руководителя службы примирения назначает заведующий МДОУ на добровольной основе. В состав службы медиации входят также медиаторы, которые посещали цикл консультативно-тренинговых занятий. Информацию о случаях конфликтных ситуаций служба примирения (медиации) в дошкольной образовательной организации получает от администрации, педагогов и родителей воспитанников. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае. Администрация МДОУ содействует службе примирения в организации взаимодействия с социальными службами и другими учреждениями. Служба примирения МДОУ взаимодействует с органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования, КДН и ЗП.
Функциями службы медиации в ДОУ являются :
- помощь в разрешении конфликтов между взрослыми участниками образовательных отношений;
использование метода кругов сообществ на родительских собраниях и собраниях трудового коллектива;
информирование участников образовательных отношений о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации;
обучение воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей) и других участников образовательных отношений цивилизованным методам урегулирования конфликтов.
Таким образом, служба примирения является средством профилактической и просветительской работы