Баталова Румия
Конспект занятия «Матрёшка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о матрешках.
Чтение стихотворений о матрешках.
Загадывание загадок об игрушках.
Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – Дымковская, Филимоновская, Богородская, Гжельская, кукла.
Изготовление книжки «Веселые матрешки».
Публикация «Конспект занятия „Матрёшка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке».
Ход занятия
В группу входит Сказительница с сундучком.
Сказительница:
Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаю напоказ. И веду о нем рассказ.
Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадка:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она на две половинке,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская…
Дети: Матрешка.
Сказительница: Правильно, матрешка.
Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой.
Сказительница: Какая матрешка?
Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.
Сказительница: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Сказительница: Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Из какого дерева стали делать матрешку?
Дети: Из березы, липы.
Сказительница: Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа.
Расписали русские художники матрешку на славу : губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.
Сказительница:
И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:
— «Люби дело – мастером будешь».
— «Дело мастера боится».
-«Всякий мастер сам себе дивиться».
Сказительница: Хочется вам поиграть с матрешкой?
Игра «Матрешки и мышки».
Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).
Вот матрешечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки
Как матрешечки устали,
Под кусточком задремали. Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, Выставляют ножки на пятку.
Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху
Чьи – то серенькие ножки. («прислушиваются»)
Эй, Матрешка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
Сказительница: Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.
Сказительница: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?
Дети: Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.
Сказительница: Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
Сказительница: Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришла матрешка.
Ложки деревянные,
Матрешечка румяная.
К нам матрешечка пришла,
Звонкий бубен принесла.
Сказительница: Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Сказительница:
Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен сарафан Майдановской матрёшки.
Дети подходят к подносу, выбирают цветы и называют их.
Дети: Пышные розы, георгины, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку.
Сказительница:
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Сказительница: Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок завязан узлом. Платок и передник оформляется простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след – лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.
Сказительница: Ребята, у меня в сундучке есть сарафан этой матрёшки. (Сказительница достаёт сарафан, а он весь белый).
Сказительница: Ах, а куда же делись цветы?
Дети:
— украл злой волшебник;
— отпали…
Сказительница: Что же делать, как вернуть красоту сарафана матрёшки?
Дети:
— нарисовать;
— сделать аппликацию;
— вырезать из материала;
— посмотреть в сундучке.
Сказительница:(смотрит в сундучок и находит цветы). А как же мы будем ими украшать?
Дети:
— пришить;
— приклеить;
— прикрепить на липучки.
Дети прикрепляют цветы на сарафан по образцу и любуются проделанной работой.
Ребята, за то, что вы узнали много о матрёшках, я хочу вам их подарить.
Сказительница достает из сундучка пазлы с изображением матрёшек.
Сказительница: Всех матрешек перепутала. Помогите их собрать.
Дети собирают пазлы и рассказывают, какую матрешку собрали, почему она так называется, как расписана.
Сказительница: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
Сказительница: Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.
Какие же бывают матрешки – сувениры?
Ответы детей.
Сказительница: Кому мы можем подарить эти сувениры?
Дети:
— Малышу мы можем подарить матрешку – погремушку.
— Ребенку чуть постарше – матрешку – сказку, пальчиковый театр.
— Маме мы можем подарить магниты на холодильник.
— Бабушке – грелку на чайник, расшитую русскими матрешками.
— Сестренке – брелочки.
— Матрешками можно украшать елки.
Сказительница: Но какой бы сувенир мы с вами не выбрали, он всегда радует нас своей оригинальностью и красотой. Это прочно сохраняется за матрешкой вот уже более полувека, хотя самой ей уже более ста лет.
Сказительница: Ребята, а вы бы хотели получить такие сувениры или подарить своим родным?
Дети: Да.
Сказительница: Но где сейчас их можно взять?
Дети:
— сделать своими руками;
— украсить;
— нарисовать;
— расписать;
— нарядить.
Сказительница: Приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в мастерскую).
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Сказительница: Для работы мы с вами наденем фартуки и ленты и превратимся в настоящих мастеров.
Сказительница:
Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Кто – то будет расписывать фигурки матрешек, а кто – то изготавливать с помощью пластилина, гороха, кофейных зерен. (Дети выбирают из какого материала будут украшать матрешек). Ну, что ж, друзья, за работу.
Практическая работа.
(Звучит русская мелодия).
Сказительница: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
Дети:
— я думал, какие искусные мастера были в давние времена;
— эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем;
— я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину.
Сказительница: (говорит слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!