оксана артюхина
Конспект занятия «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Цель: Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством посредством музыки и рисования; познакомить с историей матрешки; создать условия для рисования -росписи матрешек.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Русская матрёшка“» размещена в разделах
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства, развивать умение замечать сочетание цветов; развивать творческую активность, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитывать интерес к изобразительной деятельности; внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию; воспитывать любовь к труду русских мастеров.
Материал и оборудование:
• Демонстрационный: мини музей игрушки -матрешки, мольберт, демонстрационный материал
• Раздаточный: бумажные трафареты матрешек, краска гуашь или акварель, салфетки, ватные палочки.
Музыкальное сопровождение: запись mp3 русской народной музыки,
Словарная работа: матрешка, расписная, сувенирная, чернобровая, сувенир, расписывать.
Индивидуальная работа: помощь детям, затрудняющимся при росписи матрёшки;
Предварительная работа: знакомство с лексическим значением слова «токарь», «расписная».
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
1) Под звучание фонограммы народной музыки : «На горе-то, калина» дети рассаживаются на стульчиках в кружок перед демонстрационным столом и мольбертом. На столе под вуалью спрятаны матрешки, в руках у воспитателя игрушка Зайчика.
- Посмотрите-ка ребята, к нам сегодня Зайка серый в гости пожаловал. Давайте расспросим его, де же он был, к кому в гости ходил.
Звучит запись народной потешки : «Шел я полем, шел леском…» Дети слушают диалог:
«-Шел я полем, шел леском, лежит зайка под кустом. Зайка, серенький, где ты был - побывал?
-Был в городе, да на славной площади.
-Зайка, серенький, кого видал-повидал?
-Видел девочек хороших, видел девочек пригожих, Аннушку, да Марьюшку, да Катеньку, лучше всех.
- Заинька, серенький, они звали ли тебя?
-Звали. Аннушка – на часок, Марьюшка – на денек, Катюшенька - удала на недельку звала.
-Заинька, серенький, кормили ли тебя?
- Аннушка – блинами, Манечка – пирогами, Катюшенька – удала кашу с маслицем дала.
-Заинька, серенький, уложили ли тебя?
-Аннушка под лавочку, Манечка – на лавочку, Катюшенька – удала подушечку подала»
- Ребята, как вы думаете, у кого в гостях побывал наш Зайка? (рассуждения детей)
-Вы все, конечно, правы, но чтобы нам действительно узнать, у кого в гостях побывал наш Зайка, давайте отгадаем загадку:
«Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская.»
- Правильно, это русская матрешка!
Что вы знаете о матрёшке? Что ещё хотели бы узнать?
- Давайте сегодня мы с вами поговорим о матрешке, узнаем ее историю, научимся ее украшать.
2)Ребята, как вы думаете, почему деревянную куклу назвали "матрешкой”? (Ответы детей). Одни историки утверждают, что имя это произошло от распространенного на Руси женского имени Маша; другие – что это название ведет начало от другого женского имени - Матрена. Двадцать лет назад в популярной передаче «Что? Где? Когда?» знатокам был задан вопрос: «Кто я такая? У меня два отца и ни одной матери». Знатоки не ответили. Ребята, а почему считают, что у матрешки два отца? (Ответы детей). Токарь-игрушечник Василий Звездочкин выточил первую матрешку, а художник Сергей Малютин расписал. Первая матрешка состояла из восьми кукол, изображающих девочек и мальчиков и держала в руках петуха. (Показ иллюстрации). Из каких пород деревьев делают матрешек? (Ответы детей). Делают матрешек из лиственницы, липы, березы, срубленных весной. Древесину выдерживают в течение двух-трех лет, затем на станках вытачивает матрешек. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. Матрешке немногим более ста лет. Есть много версий, как родилась матрешка. По одной из версий прообразом матрешки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. (Показ иллюстрации). Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Присмотритесь, даже форма матрешки в чем-то напоминает яйцо. По другой версии прообразом русской матрешки послужила фигурка японского мудреца, одного из семи богов удачи, Фукурумы – лысоватого старичка с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий, в руках он держит посох и свиток. (Показ иллюстрации). Внутри фигурки пряталось две фигурки поменьше. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. И назвали Матрешкой.
Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек как сувенир на память о нашей стране.
3)Воспитатель достает из-под вуали расписную фигуру матрешки, показывает детям и говорит от лица героини:
«Я матрёшечка, я круглёшечка!
Улыбаюсь я всегда
и с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась
и на славу удалась.
Щёчки пухленькие,
сама кругленькая.
А на голове платок,
словно яркий цветок.
Но не одна я к вам пришла,
а с сестрицами-подружками своими»
Воспитатель:
-А где же они, твои подружки - сестрички?
Разломила пополам:
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, смеется,
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
- Ребята, посмотрите - была одна матрешка, а теперь, сколько их стало? (много)
- Какие матрешки по величине? (разные)
- А из чего сделаны матрешки? (дерева)
- Значит, они какие? (деревянные)
- Ребята, нравится вам матрёшка?
Тогда я вас приглашаю пройти посмотреть на них (организуется мини выставка из игрушек и наглядного материала).
-Ребята, а во что одеты Матрешки? (сарафан, фартук и косынка)
Давайте рассмотрим, как расписан её фартук.
А чем раскрашена у неё косынка?
Какие цвета в росписи использует художник?
Какая они (расписные)
Что вам в ней особенно понравилось и запомнилось? (ответы детей)
- Посмотрите, одни матрешки веселые, а другие (достаю бумажные заготовки) грустные. Почему (ответы детей)
- Ребята, а что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их подружки?"(варианты детей)
Посмотрите, вот они!
Удивительно бледны,
Мастера, скорей за дело,
Украшай матрешек смело,
Составляй любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Кто же их распишет? (мы)
- Тогда я приглашаю вас в мастерскую, стать художниками по росписи матрешек.
Я тоже не удержалась и одну матрёшку расписала. Посмотрите, у меня получилась такая матрёшка. (Показ). Интересно, какая матрёшка получится у вас?
4)Прежде чем вы начнёте работать, разомнём пальцы (пальчиковая гимнастика)
Мы весёлые матрёшки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (указательным и средним пальцем идут по столу)
В сарафанах наших пёстрых (соединяют ладошки)
Мы похожи словно сёстры (руки в замок)
5)- Какая красота! Какие вы молодцы! Вы очень талантливые художники.
теперь мы сможем оформить целую художественную выставку для ваших родителей.
- Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этой работой, матрешки получились красивые, нарядные, им всем весело!