Оксана Радченко
Совершенствование грамматического строя речи дошкольников. Занятие в старшей группе «Матроскин в Ачинске»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое мероприятие «Матроскин в Ачинске»
Подготовила учитель-логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида № 27 города Ачинска Радченко Оксана Николаевна
«МАТРОСКИН В АЧИНСКЕ»
Лексическая тема МОЙ ГОРОД
Цель занятия :
-Активизация и актуализация словарного запаса детей различными частями речи
-Совершенствование грамматического строя речи : формирование различных способов словообразования и словоизменения
Публикация «Совершенствование грамматического строя речи дошкольников, Занятие в старшей группе „Матроскин в Ачинске“» размещена в разделах
- Военные профессии, техника. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Развитие связной речи : составление предложений и рассказов по мнемотаблице.
Оборудование: проектор, разрезные картинки с достопримечательностями города, кукла би-ба-бо Дядя Федор, воздушные шары красного, желтого и зеленого цветов.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель. Ребята, к нам на занятие придет сегодня герой. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку:
Этот самый умный кот
В Простоквашино живет.
У него в деревне дом.
Чисто и уютно в нем.
Кот хозяйничает в нем.
(Ответы детей)
Заходит логопед, одетый в костюм кота Матроскина.
Кот Матроскин. Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, в какой город я попал? (Ответы детей)
Дело в том, что наш любимый Дядя Фёдор отправился в город за покупками. Мы с Шариком его ждали-ждали…Но вот вчера пришла от него телеграмма. Он пишет, что находится в Ачинске. Вот я и отправился за ним из деревни, потому что волнуюсь за него. А вы, ребята, знаете свой город? (Ответы детей)
Поможете мне его отыскать? (Ответы детей)
2. Упражнение «Большой-маленький». Совершенствование грамматического строя речи. Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Кот Матроскин. Ребята, пока я ходил по вашему городу и обратил внимание, что здесь есть и большие и маленькие объекты. Например, есть большие дома, а есть маленькие домики. Я кот еще молодой и люблю поиграть. Я сейчас вам покажу на экране большие предметы, а вы ласково назовёте маленькие.
Чулым – это река, а Типтятка - …
Есть широкие дороги, а есть - …узенькие дорожки
Есть большой рынок, а есть маленький …
«Алмаз» - большой магазин, а «Славянка» – …
Кот Матроскин. Вот, молодцы, ребята, все маленькие предметы назвали правильно! А теперь давайте прошагаем по городу.
3. Динамическая пауза (Координация речи с движением)
Мы по городу шагаем Исходное положение: в колоне по одному, основная стойка
И свой город изучаем. Выполнение: ходьба в колоне по одному, перестроение в круг.
Здравствуй город мой родной, Исходное положение: ноги слегка расставлены, руки
Мой любимый, дорогой. внизу. Выполнение: 1- руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, 2 – и. п.
Ты направо и налево посмотри Исходное положение: ноги вместе, руки на
и увидишь город небывалой красоты. поясе. Выполнение: 1 – поворот головы вправо, 2 –и. п., 3 – поворот головы влево, 4 - и. п.
Низко, низко поклонились, Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки
всем, кто славно в нём трудились. на поясе. Выполнение: 1 – наклон вперёд, коснуться руками носочков, 2 – и. п.
Есть у нас заводы, Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе
есть и стадион, Выполнение: 1 – поворот вправо, 2 – поворот влево.
школы, детские сады,
магазины и больницы –
всё для жизни пригодиться.
Горы есть и реки, Исходное положение: пятки вместе, носки врозь, руки на.
Есть леса и поля, поясе. Выполнение: приседания
Хороша моя земля!
В праздники здесь пушки бьют Исходное положение: ноги вместе, руки внизу.
– Это праздничный салют! Выполнение: 1 – ноги врозь, руки вверх, 2 – и. п.
А теперь пора прощаться Дыхательное упражнение: Вдох – руки вверх, выдох – наклон вперёд, руки вниз.
4. Д/и «Где можно?» Совершенствование грамматического строя речи. Закрепление предложного падежа существительных.
Кот Матроскин. Ребята, расскажите, пожалуйста, где в Ачинске можно совершить определенные действия. Например, где в Ачинске можно купить необходимые товары?
1 ребенок. Необходимые товары можно купить в магазине и на рынке
Кот Матроскин. Отправить посылку?
2 ребенок. Отправить посылку можно на почте.
Кот Матроскин. Где в Ачинске можно подстричься?
3 ребенок. Подстричься можно в парикмахерской.
Кот Матроскин. Где можно купить лекарства?
4 ребенок. Лекарства можно купить в аптеке.
Кот Матроскин. Где можно взять на время книгу?
5 ребенок. Взять на время книгу можно в библиотеке.
Кот Матроскин. Где в Ачинске можно увидеть, как отходят поезда?
6 ребенок. В Ачинске увидеть, как отходят поезда можно на вокзале.
5. Где был Дядя Фёдор? Закрепление знаний о достопримечательностях города. Развитие мелкой моторики и пространственных представлений.
Кот Матроскин. Дядя Фёдор прислал мне фотографии достопримечательностей Ачинска. Но у меня они почему-то все порвались. Может вы мне поможете – соберете картинки и подскажете, где же был Дядя Фёдор. Дети получают разрезные картинки с достопримечательностями Ачинска. Когда соберут – рассказывают:
Дети. Дядя Федор был в кинотеатре «Эдем».
-Дядя Фёдор был в Торговом центре
-Дядя Фёдор был в Парке Железнодорожников
-Дядя Федор был на почте
-Дядя Фёдор был на бульваре Богаткова
-Дядя Фёдор был на Ачинском Арбате
-Дядя Фёдор был в аптеке.
-Дядя Фёдор был в библиотеке
6. Составление рассказа по мнемотаблице.
Кот Матроскин. Ребята, Дядя Федор прислал мне еще одно письмо. Только я никак не могу его прочитать. (На проекторе появляется мнемотаблица). Может вы мне поможете?
Дети составляют рассказ:
Дядя Федор находится в городе Ачинске. На улице города есть транспорт: трамваи, автобусы, машины. Есть светофор и пешеходный переход. Дом, в котором я нахожусь из кирпича, двухэтажный. Там можно отправить посылку.
Кот Матроскин. Ребята, вы догадались, где находится Дядя Федор? Ответы детей. Давайте мы с вами ему позвоним! Для этого нужно красиво и четко проговорить чистоговорку:
А-А-А- шире ротик, детвора.
У-У-У- всех детей зову.
И-И-И- песенку тяни.
На проекторе появляется изображение почты и Дяди Федора.
Дядя Федор. Ребята, спасибо, что вы помогли меня отыскать. Я как раз домой в Простоквашино посылку отправлял. Только я не знаю, как мне до вас добраться!
Кот Матроскин. Ребята, а вы сможете рассказать о том, как нас найти?
Дети составляют новый рассказ по следующей мнемотаблице.
7. Итог занятия.
Раздается стук в дверь. Появляется Дядя Федор в виде куклы би-ба-бо.
Дядя Федор. Ребята, большое спасибо, что вы и меня нашли, и помогли нам с Матроскиным встретиться. Я принес вам шары. Если вам сегодня с Матроскиным было интересно и вы хорошо потрудились, возьмите зеленый шарик. Если вам было интересно, но в какой-то момент стало трудно – возьмите желтый шарик. А если вам было скучно, неинтересно, то возьмите красный шарик.
Матроскин и Дядя Федор прощаются с детьми.