Алёна Зверькова
Мастер-класс «Поддержка детской инициативы в процессе речевого развития детей в условиях применения методов технологии ТРИЗ»
▼ Скачать
Мастер-класс для педагогов на тему:
«Поддержка детской инициативы в процессе речевого развития детей в условиях применения методов технологии ТРИЗ»
Автор: Зверькова Алёна Рафаиловна
Цель: формирование представлений о создании условий в ДОУ для развития творчески-инициативной личности посредством составления стихотворных небылиц (лимериков).
Задачи:
• Формировать умение составлять пятистишия по картинкам.
Публикация «Мастер-класс „Поддержка детской инициативы в процессе речевого развития детей в условиях применения методов технологии ТРИЗ“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
• Развивать креативность педагогов, их инициативу.
• Воспитывать взаимопонимание, уважение к окружающим.
Аудитория: педагоги дошкольных ОУ, посещающих ГМО «Речевое развитие»
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Введение
1 сл
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мастер-класс на тему : «Поддержка детской инициативы в процессе речевого развития детей в условиях применения методов технологии ТРИЗ», где вы сможете проявить свою находчивость, сообразительность, нестандартность мышления, основанные на закреплении теоретических знаний ТРИЗ.
Сл 2
Целью её применения в образовательном процессе является развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность с одной стороны и поисковой активности, стремления к новизне речи и творческого направления с другой.
- Теория решения изобретательских задач послужила толчком в разработке педагогических технологий, направленных на развитие творческих процессов подрастающего ребёнка в различных предметных областях.
Эта технология используется во многих видах образовательной деятельности дошкольного образования, но сегодня я хочу представить вам её в рамках проявления детской инициативы в процессе речевого развития детей, их речевого творчества.
Методы ТРИЗ в процессе развития речи дают несомненные преимущества:
• возрастает познавательная активность детей;
• создается мотивация для проявления творчества;
• обогащается и активируется словарный запас детей;
• повышается эффективность овладения всеми языковыми средствами;
• формируется осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;
• развивается нестандартное мышление.
Сегодня, я хочу продемонстрировать составление шуточных стишков на основе предметных картинок.
Основная часть
Как вы уже знаете лимерик это короткое стихотворение из 5-ти строк. Оно должно быть немного сказочным, загадочным, в нём можно использовать элементы нелепицы и небылицы. Перед вами схема.
Сл 3
А Жил был объект
А Какой?
В Что делает?
В С кем общался?
А Вывод
Напоминаю, строки в нё м рифмуются следующим образом: первая со второй, третья с четвертой, а пятая содержит вывод и может рифмоваться с первой, или не рифмоваться вовсе.
Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.
Хочу зачитать пример лимерика, который составили дети:
Жила-была птичка
Непослушная синичка.
Около кота летала,
Крошки хлебные клевала.
Не боятся котов птички!
Начинать работу по составлению лимериков с детьми нужно с формирования умения подбирать рифму к словам:
Сл 4
Давайте, сами попробуем подобрать рифму:
Лиса – оса, полчаса, полоса, небеса
Шишка – мишка, мышка, воришка, домишка, муравьишка, болтунишка
Колобок – урок, щелчок, клубок, цветок, щенок
Цветок –пятачок, щелчок, лепесток, дружок
Тучка – злючка, ручка, липучка, внучка
Так же при составлении лимериков, можно использовать предметные картинки
Сл 5
Комарик - воздушный шарик
Кошка – окошко
Сейчас мы с вами попробуем составить пары картинок, которые будут рифмоваться друг с другом:
Сл 6
Свечка – печка
Тучка – колючка
Гном – дом
Сл 7
Сапог – пирог
Щенок – венок
- Замечательно, вы отлично умеете подбирать рифму!
- Уважаемые коллеги! Впереди нас ждет чудесный праздник - Новый год! Предлагаю вам составить лимерик вот на эту картинку. (хлопушка)
Сл 8
- Давайте послушаем, что у вас получилось! Педагоги зачитывают свои лимерики.
Жила-была хлопушка
Веселая девчушка.
Только вовсе не стреляла,
Пением всех удивляла!
Вот такая была веселушка!
Итог
Теперь, вы однозначно умеете составлять лимерики, и я уверенна, научите этому своих воспитанников!
Рефлексия
Сл 9
Коллеги, у меняя есть волшебный мешочек! Давайте преддверии чудесного праздника произнесем и соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем мастер-классе, самые лучшие эмоции, которые мы сейчас испытываем, самые добрые пожелания!
Сл 10
Спасибо всем за труд! Благодарю за внимание!