Ирина Татаринцева
Мастер-класс для педагогов «Народная кукла Отдарок-на-подарок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Научиться выполнять русскую тряпичную куклу на основе традиционной технологии.
Задачи:
- Привить интерес к русской культуре через народную игрушку как одному из видов народно-прикладного декоративного искусства.
- Развивать эстетическое восприятие образца народной игрушки.
- Развивать навыки работы с лоскутами ткани, развивать глазомер.
- Развивать стремление к самостоятельному творчеству.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Народная кукла Отдарок-на-подарок“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
1. Сообщение на тему: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. В нашем детском саду создается благоприятная среда для развития детей. Программа обучения, содержательная индивидуальная деятельность, дифференцированный подход помогают всесторонне развить ребенка и адаптировать его к современной жизни. Дети вынуждены ежедневно решать сложнейшие, жизненные задачи: кто-то обидел ребенка, и он, полный горечи, ищет способ вылить свои горькие переживания, а иногда и сам обижает кого-то. Правильная организация деятельности детей - это тонкая профессиональная работа, содержанием которой является осмысление детьми реального взаимодействия с окружающей действительностью. Родители, занятые постоянным добыванием денег, очень мало уделяют внимания детям. Время наше сложное – это время социальных перемен и политических потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Так как большую часть времени дети находятся в детском саду, то приобщение их русской народной культуре является средством формирования моральных качеств. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ : «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у детей художественный вкус. Любая кропотливая ручная работа способствует развитию мелкой моторики, усидчивости, что, в свою очередь, помогает быстрее развиваться мышлению ребенка, его речи и воображению. Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры. Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей. Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания, что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками. Задача воспитателя — направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Решая задачу воспитания у дошкольников патриотизма, интереса к прошлому нашего народа. Народное творчество-источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, несёт детям красоту. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы приобщаем детей к родной культуре, побуждаем потребность любить и радоваться жизни. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями народно-прикладного творчества, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.
2. Разгадывание кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».
Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки) – (свистунья, на котором все его посетители (от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку. 1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий) 2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан (дерево) 3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку (глина) 4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов (жостово) 5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так (золотой) 6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья (игрушка) 7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье (гончар) 8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (скульптура) 9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера (прялка)
3. Мастер – класс для педагогов «Народная кукла Отдарок-на-подарок»
Материалы и оборудование: магнитофон, лоскуты х/б тканей, нитки, ножницы.
План мастер-класса.
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Теоретическая часть. Вводная беседа.
3. Практическая часть.
4. Заключительная часть. Подведение итогов.
- Уважаемые коллеги! Добрый день! Я рада вас видеть. Спасибо, что вы пришли меня поддержать, послушать и поучиться тому, что я вам предложу сегодня сделать. - В начале нашей встречи, хочу предложить вам послушать одну песню, а потом мы продолжим. Звучит песня «Кукла Маша…» (исполнители группа «Иванушки International»). -Уважаемые коллеги, скажите, что песня навеяла вам, какие чувства вызвала, куда вас возвратила? (Ответы педагогов). - Подводя итог вашим рассказам, хочется сказать, что, несмотря на прожитые годы, иногда так хочется вернуться в детство. Где у каждой из вас были любимые игрушки – зайцы, мишки и, конечно же, кукла, которой вы доверяли свои секреты, жаловались на родителей, тогда вам казалось, что они не правы, или незаслуженно вас наказали, или что-то вам не купили. Кукла – самый первый, ностальгический способ «окунуться» в мир детства. Создание куклы – это и искусство, и интереснейшая игра! Ведь создавая куклу, вы как бы начинаете жить её жизнью, стараясь передать свой или вымышленный характер, настроение. Куклы могут быть взрослыми и детьми, то могут быть сказочные звери или птицы, фантастические существа, гномы или феи, а также вполне современные персонажи, которых можно встретить на улице строитель, шофёр, доктор и т. д. Молчаливые от «рождения», куклы разговаривают с нами, стоит только приглядеться и внимательно прислушаться. У каждой своя история, которую она готова рассказать. Например, народные куклы с удовольствием расскажут историю возникновения традиций того или иного городка, народа или даже целой страны. В народной жизни кукле отводилась важная роль. Кукла была символом продолжения рода. Она «росла» и менялась вместе с ростом и развитием человека. В колыбель к ребенку клали куклу-оберег, полагая, что она охраняет его покой и сон. Самыми распространенными в крестьянских семьях были тряпичные куклы, которые можно разделить на две группы: свернутые (сделанные без шитья иголкой) и шитые. Куклам приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, даже помочь хорошему урожаю. Многие куклы передавались из поколения в поколение вместе с приемами изготовления. Как всем известно, - глаза «зеркало души», поэтому в старину люди считали, что в куклу, у которой есть глаза, могут вселиться злые духи и принести в дом несчастье или же навлечь болезни на детей. Поэтому народные обрядовые куклы-обереги были безликими. Они просто передавали через себя то, что вложил в неё делавший её человек, кусочек души, добрых пожеланий, тепла. И сейчас считается, что если носить такую куколку с собой, поставить её на рабочий стол или дома, тебе будет сопутствовать успех, удача, и ты найдёшь своё счастье, в то только надо искренне верить и очень-очень захотеть. Для изготовления куколки необходимо использовать исключительно натуральные материалы, по старинным традициям. Кстати, чтобы кукла принесла счастье, мастерица не должна касаться иглой её тельца. По традиции в любом наряде, даже у кукол, должен присутствовать красный цвет. Он считался цветом Солнца и нёс в себе радость, тепло, здоровье, оберегал от сглаза и бед. Поэтому будем использовать красные нитки. Народная кукла Отдарок – на – подарок настолько проста в изготовлении, что её легко могут сделать дети старшего дошкольного возраста. Раньше дети с малых лет умели делать такие куклы, они дарили их родителям, родственникам, гостям в ответ на подарки в знак благодарности за заботу. И так, приступаем к изготовлению. Для её изготовления понадобится: прямоугольный кусочек ткани (для самой куклы, маленький кусочек ткани для головы, ножницы и нитки. Как уже было сказано, нитки красного цвета. Ход работы: На середину прямоугольника кладем маленький кусок ткани сложенный в несколько раз. Складываем прямоугольник пополам, формируя и закрепляя нитками голову будущей куклы. Нитками обматываем будущую куклу, посредине изделия, формируя талию. Туго перематываем куклу крест- накрест по груди и спине – формируя руки, завязываем. Ну вот, кукла «Отдарок – на – подарок» готова.
Народная кукла и ФГОС ДО не противоречат друг другу, а наоборот народная кукла развивает мелкую моторику, выполняет познавательную функцию, уводит ребенка в мир добра и красоты. А это немаловажно, особенно в наши дни. Попробуйте самостоятельно изготовить куклу для детей своей группы. Желаю всем творческих успехов!