Байкова Елена Викторовна
Мастер-класс по обмену педагогическим опытом для педагогов ДОУ «Весна-красна птичку Радость принесла! Тряпичная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Весна Красна – птичку Радость принесла!»
Группа участников мастер-класса : педагоги ДОУ № 39 «Гнёздышко»
Методическая идея: приобщение к русской народной культуре через предметы декоративно-прикладного творчества и выполнение весенней тряпичной куклы.
Публикация «Мастер-класс по обмену педагогическим опытом для педагогов ДОУ „Весна-красна птичку Радость принесла! Тряпичная кукла“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. ИЗО, поделки, рисунки
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Перелетные птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Цели: создать условия для знакомства с историей возникновения куклы «Птица Радость»; для развития общих компетенций педагогов; создания положительного интереса к русской народной культуре; приобщить воспитанников к народному творчеству.
Задачи мастер-класса :
1) научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество;
2) обратить внимание педагогов на проблемы возрождения и сохранения народных традиций семейного рукоделия;
3) в дальнейшем ознакомить детей с изготовления обрядовой народной куклы.
Тип мастер - класса : обмен умений и знаний
Методы: беседа, наглядные, практическая работа
Оснащение мастер - класса :
1. Оборудование и материалы: нитки любого цвета, синтепон, квадратный кусок х/б ткани любого цвета (15x15);
2. Раздаточный материал: образцы птичек.
Ход проведения мастер-класса
Этапы работы
мастер-класса Деятельность
педагога Деятельность коллег Цель проведения
этапа Время проведения этапа
Организационный момент (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной)
Приветствует всех педагогов
- Милости просим, гости званные и желанные!
- Проходите, посмотрите к нам весна пришла, птичек разных принесла!
- Дорогие наши педагоги, сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о приобщении воспитанников к народной русской культуре в дошкольном образовательном учреждении.
Коллеги отвечают на приветствие. Привлечь внимание присутствующих 2мин
Мотивация
Стимулирование участников мастер-класса к деятельности Кукла «Птица Радость» — кукла весеннего обряда, связанного с приходом весны. Считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы. В первые весенние дни замужние женщины — они были главными участникам обряда, но могли участвовать и девушки, выходили за околицу и кликали Весну. Было поверье, что если женщине птица села на голову, на плечо или на руку, весь год у нее будет счастливым и удачным. Считалось, что птицы несут с собой ключи от счастья, тепло и свет Слушают Заинтересовать и привлечь участников к мастер-классу 2мин
Актуализация
Постановка проблемы Почему куклы считались оберегом и почему?
Почему куклам не рисовали лицо?
Их изготавливали без применения ножниц и иголки. Куклу наряжали, но лицо ей не рисовали. По народным поверьям кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых сил, а значить и безвредной для ребенка, поэтому безликая игрушка была и игрушкой и оберегом. Такими птичками можно украсить дом, ветви деревьев и костюм. (демонстрация птицы). Предлагаю Вам попробовать выполнить куклу. Ответы:
Куклы-обереги предназначались для защиты людей от влияния злых сил;
Что бы в куклу не смог вселиться злой дух.
Знакомство с понятием и традициями изготовления куклы «Птица Радость» 3мин
Проведение мастер-класса
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы. Составим план достижения цели.
1. Подготовить материал к работе (ткань, нитки, синтепон).
2. Складываем квадратный кусочек ткани 2 раза по диагонали и пополам.
3. Завязываем клюв, во внутрь кладем вату, формируем голову и завязываем.
4. Проходим нитью крест-накрест туловище и обматываем каждое крыло. Практическая работа. По необходимости обучающиеся консультируются по неясным моментам мастер-класса.
Квадрат складывают по диагонали. Затем сгибают уголки к середине.
И еще раз. Полученная фигурка складывается пополам, сгибами внутрь.
Ниткой завязывается кончик – это клюв.
Затем внутрь к клюву вкладывается маленький кусочек синтепона.
Завязывается нитью – получилась голова. Затем кладется еще синтепон для туловища. Распрямляем крылышки в стороны. Эту же нить опускаем до хвоста, перевязываем туловище.
Затем проходим нитью крест-накрест туловище и обматываем каждое крыло.
Смотреть Приложение Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом. 10мин
Рефлексия
Осмысление собственных действий, достижений После завершения мастер-класса коллеги забирают сувенир и высказывают свое мнение о кукле. Надеюсь, Вам понравилось сегодня, и поделитесь творческим опытом со своими воспитанниками.
Спасибо за внимание. Участники показывают свое отношение к проведенному мастер-классу путем высказываний и взятия куклы с собой в качестве подарка. Анализ проделанной работы 3мин
Список использованных источников
1. Агаева И. «Куклы Ирины Агаевой»./Народное творчество№3.2004г. - 44
2. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно – прикладное творчество: теория, история, практика. / Е. Г. Вакуленко. – Ростов н /Д. : Феникс, 2007. - 380 с.
3. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно – прикладное творчество: теория, история, практика. / Е. Г. Вакуленко. – Ростов н /Д. : Феникс, 2007. - 380 с.
4. https://podelki-doma.ru/