Татьяна Яковлева
Малые формы фольклора как средство развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Яковлева Татьяна Юрьевна
Воспитатель МБДОУ №18 «Мишутка»
г. Сургут, ХМАО-Югра
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Публикация «Малые формы фольклора как средство развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Раннее детство – начало жизни, когда ребенок быстро и жадно познает окружающий мир, впитывает огромное количество впечатлений, перенимает нормы поведения, а главное – овладевает средством человеческого общения – речью, благодаря чему, ребенок получает ключ к познанию мира природы, вещей, человеческих отношений. Познание во многом зависит от взрослых, которые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растет.
Проблема развития речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
В. А. Сухомлинский считал песенки, потешки, сказки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Произведения детского фольклора, которые созданы взрослыми для детей и исполняются ими же (взрослыми) также называют «материнским фольклором» или «материнской поэзией». У исследователей русского фольклора (С. И. Селиванова, В. Аникин) есть такое понятие, как «поэзия пестования», которая представляет собой удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики. Материнский фольклор включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Знакомство с ними обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Выдающиеся педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова, А. М. Леушина неоднократно подчеркивали огромные возможности малых форм фольклора как средства воспитания культуры речи детей. Так, К. Д. Ушинский утверждал, что потешки, заклички, пестушки, прибаутки помогают развить в детях чутье к звуковым красотам русского языка. Л. Н. Павлова, Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева также считали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно усваивает родной язык, прежде всего подражая речи окружающих.
Поэтический язык фольклора прост, точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы, сравнения. Он, как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. Из поколения в поколение звучат материнские колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, заклички.
Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклору. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Народ веками отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры мудрости, лиризма, юмора.
Ценность фольклорных произведений для раннего периода обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью, что особенно значима для раннего возраста, а также другими жанровыми особенностями – речевыми, звуковыми, смысловыми. Фольклор таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, индивидуальности и непосредственно развития речи малыша.