Алина Николаевна
Конспект ООД «Малые фольклорные формы»
Тема ООД: «Малые фольклорные формы»
Цели: привить к детям интерес по малым фольклорным формам.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить представления детей о жанровых особенностях. Назначений пословиц, поговорок, потешек, загадок.
Развивающие:
1. Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений.
2. Способствовать развитию образной речи детей средствами малых форм фольклора.
Публикация «Конспект ООД „Малые фольклорные формы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. Совершенствовать и активизировать словарь детей. Развивать зрительное восприятие, память, логическое мышление.
4. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и игр.
5. Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к малым фольклорным формам, желание использовать их в своей речи.
2. Воспитывать любовь и уважение к обычаям и традициям своего народа.
Методы, используемые на занятии: художественное слово, игра.
Методические приемы:
словесные – речевой образец, рассказ, вопросы, повторение; наглядные;
игровые приемы – сюрпризный момент; использование технических средств.
Предварительная работа: разучивание пословиц, поговорок, потешек, загадок, частушек с детьми.
Продолжительность: 30 минут
Материалы: Петрушка, русские народные костюмы, обруч с лентами, презентация.
Оборудование: уголок в группе, оформленный под ярмарку : матрешки, деревянные ложки, самовар с баранками и тульскими пряниками.
Словарная работа: люд честной, ярмарка, скоморох.
Ход ООД:
1. Воспитатель зазывает детей:
Собирайтесь, гости дорогие, старые да малые!
Весь люд честной в наш дом большой,
С песнями да плясками, с играми да сказками.
Под исполнение русской народной мелодии входят в группу дети:
– Проходите, добры молодцы да красны девицы.
Дети: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются и кланяются)
Психогимнастика
- Я вижу ваши сверкающие глаза, приподнятое настроение, доброжелательные улыбки…
- А я желаю вам, чтобы улыбки озаряли не только ваши лица, но и дела, поступки, мысли.
Утро сегодня выдалось ясное. Настроение у всех замечательное. Поприветствуем начало нового дня!
Пальчиковая гимнастика «Утречко»
2. Вбегает Петрушка (воспитатель).
Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я услышал задорную, весёлую песню и прибежал сюда к вам! Она мне очень нравится. Ведь я всегда на народных гуляньях пою песни, рассказываю потешки, прибаутки, небылицы. А эти народные гулянья бывают на ярмарке. Я вас туда и приглашаю. Но я сегодня не буду выступать, я буду смотреть, как вы выступаете.
Ребята, а что же такое ярмарка?
Ярмарка- это большой праздничный базар, там не только продают и покупают товары, но еще смотрят представления веселых скоморохов, бродячих музыкантов, катаются на карусели и играют в народные игры.
Сегодня, ребята, мы с вами будем путешествовать по необычной, удивительной стране, а как называется эта страна, вы узнаете если отгадайте мою загадку.
Он знаком вам с детских лет,
В нем есть чудо, есть и смех.
Он смекалка, мудрость он.
В нем найдет себя любой,
Хоть певец он иль танцор,
Есть другие жанры в нем.
Вы узнаете его
Очень быстро и легко.
Это же, конечно, он:
Детский, близкий вам …
- А что такое ФОЛЬКЛОР?
(Фольклор- это устное народное творчество.)
Воспитатель: А что входит в устное народное творчество?
Дети: Пословицы, потешки, считалки, поговорки, частушки, загадки, пестушки, скороговорки, небылицы, дразнилки, заклички.
Воспитатель: Путешествуя по удивительной стране «Фольклор», мы побываем в разных городах. А на остановках мы будем отдыхать, играя в разные подвижные игры, т. е. забавляться.
Воспитатель:
1. И первая наша остановка будет в городе Пословица. Но для того, чтобы нам войти в этот город, необходимо вспомнить пословицы.
В народе говорят: «Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли».
Ребята, а еда без соли бывает вкусная?
Дети: Нет, еда без соли невкусная.
«Что за золото пословицы русские!»- говорил А. С. Пушкин.
Воспитатель: Что же такое пословица?
Дети: Пословица- это жанр устного народного творчества, короткое, мудрое выражение с поучительным смыслом.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно.
2. Готовь сани летом, а телегу – зимой.
4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
5. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Молодцы, ребята, очень много пословиц вы знаете.
Вот мы все знаем пословицы. Но пословицы – это не просто наша речь. Пословицы ловко, красиво построены, они советуют, поучают, наставляют, предупреждают. Существует много пословиц на разные темы. В пословицах выражен характер народа, его ум, наблюдение над жизнью.
Объясните смысл пословиц
1. Один за всех, все за одного.
(Эта пословица о настоящей верной дружбе товарищей, которые всегда и во всех случаях помогают друг другу, они поддерживают друг друга в беде.)
2. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
(Перед тем, как что- то сделать, нужно подумать, все взвесить, просчитать возможные ошибки и результаты. Тогда и дело пойдет хорошо.)
3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
(Эта пословица о том, что хорошо иметь много друзей, дружба дороже денег, богатства.)
Игра «Узнай пословицу по картинке».?
3. Потешка – это жанр фольклор, веселое произведение устного народного творчества. Потешками потешали, забавляли детей.
- Давайте вместе и вспомним про Сороку-белобоку, которая кашу варила.
– А вы помните, из чего кашу варят? Давайте проверим, а заодно и отдохнем.
5. Физминутка
– Если я назову продукт, который нужен для приготовления каши, вы хлопните в ладоши и говорите да, а если нет, то потопаете и говорите нет.
– Да, славная кашка получилась!
6. Молодцы. Мы можем следовать дальше. Рядом с городом Потешек расположился ещё один замечательный городок Поговорка. И здесь ребята вы должны также пройти испытание – выполнить задание: закончить поговорку.
2. Вставлять палки (в колёса)
3. Делать из мухи (слона).
4. Не видать, как своих (ушей).
5. Обвести вокруг (пальца)
7. Друзья познаются в (беде).
-Молодцы, ребята!
7. Остановка «Считалка»
– А что такое считалка, как думаете?
- Это жанр устного народного творчества, короткие стихи, для выбора ведущего или распределения ролей в игре.
Кто знает считалки?
Тише, мыши, кот на крыше
Тише, мыши, кот на крыше,
а котята ещё выше.
Кот пошёл за молоком,
а котята кувырком.
Кот пришёл без молока,
а котята ха-ха-ха.
Эники-беники
Эники-беники ели вареники
Эники-беники - клёц!
Вышел весёлый матрос.
8. А теперь отправляемся дальше. И следующая наша остановка -это город Частушка.
- Ребята, а что такое частушки?
Частушки- это жанр устного народного творчества, короткая веселая песенка.
(девочки и мальчики поют ч а с т у ш к и)
Две лопатки у Егора,
А у Нины — формочки.
Я за это им язык
Высуну из форточки.
Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком!
Знаю я Наполеона,
Он Америку открыл!
Мне историю учить
Не хватает больше сил!
Обожаю я читать
В слух стихотворения.
Только трудно мне понять
Пушкина творения!
Утром маме наша Мила
Две конфетки подарила.
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела.
9. Остановка «Сказка». А дальше мы попадаем в наш любимый городок. Как называется этот городок? Этот городок называется Сказка.
Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Они переходили от дедов и бабушек к внукам, а от них к их внукам. Сказку любили, её любят и сегодня.
1).Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста,глаза на макушке.
Невесту зовут (Царевна-лягушка)
2).О какой сказке идёт речь?
Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом. (Лиса и журавль)
3). Лисий дом был изо льда.
Солнце вышло — вмиг вода.
Из домишки лубяного
Лиска выгнала косого.
Эта сказка вам знакома?
Кто лису прогнал из дома? (Заюшкина избушка)
10. Остановка «Скороговорка»
Впереди у нас веселый городок. Его жители не работают, а с утра до вечера без умолку говорят. Этот городок называется Скороговорка.
А что такое скороговорка?
Скороговорка- это жанр устного народного творчества, стихотворение, в котором собраны труднопроизносимые слова.
Игра “Скажи правильно и быстро”
У Сашки в кармашке шишки да шашки.
Цыплята и курица пьют чай на улице.
Зазэ и зэзыр зэзэмызэ мэуз.
Зазэ и зэзыр зэзэмызэ мэуз.
11. Остановка «Загадка»
- А теперь я предлагаю вам в город загадок заглянуть.
- Ребята, а что такое загадка?
Загадка- это жанр устного народного творчества, выражение, которое нуждается в разгадке.
1. Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья. (Осень)
2. Белое одеяло
Землю одевало
Солнце припекло
Одеяло убежало. (Снег)
Молодцы, ребята. Справились со всеми заданиями.
12. Рефлексия
-Где мы побывали сегодня? (На ярмарке.)
- Как одним словом можно назвать эти формы устного народного творчества? – фольклор, т. е. «народная мудрость».
Петрушка: Но я не отпущу вас без подарка. Ведь дети с ярмарки никогда не возвращались с пустыми руками. И здесь на нашей ярмарке для нас приготовили сладкие угощения.
Посмотрите - (раздаю детям петушков на палочке).