Ольга Яганова
«Мальчики и девочки!». Гендерное воспитание детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике. Гендер - формируемые обществом различия в понимании мужественности и женственности, социальные ожидания относительно мужского и женского поведения. Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. по гендерному воспитанию, Важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек.
Публикация «„Мальчики и девочки!“, Гендерное воспитание детей в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Первый уровень понимания, достигаемый в промежутке между 2 и 4 годами, называется половой идентичностью. В этом возрасте дети, несмотря на то, что могут относить людей в соответствующую полу категорию (мальчик – девочка, дядя – тетя, не вполне понимают, в чем заключаются различия между ними. У малышей следует:
• развивать у малышей положительное отношение и уважение к имени ребенка;
• учить детей гордиться своим именем, рассказывать о происхождении имени (кто еще из семьи имел такое имя, что оно значит);
• развивать у девочек и мальчиков модели ролевого, мужского или женского поведения, поощрять поведение детей, соответствующие их половой идентификации;
• показывать им образцы правильного поло ролевого поведения;
• направить свои усилия на формирование у детей более полных представлений о себе.
Второй уровень понимания - между 4 и 7 годами, формируется гендерная устойчивость : дети достигают понимания постоянства пола, т. е. понимания того, мальчики непременно становятся мужчинами, а девочки – женщинами. Организуя работу с детьми по гендерному воспитанию, мы руководствовались Программой «Мальчики и девочки» (автор – Шелухина И. П.) :
Раздел 1. «Мужчина и женщина, – какие они?»
Цикл данного раздела направлен на уточнение и формирование у детей представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях.
Раздел 2. «Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина».
Цикл раздела направлен на формирование у детей предпосылок мужественности и женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола, правильного понимания мальчиками и девочками их будущих женских и мужских ролей.
Раздел 3. «Маленькие рыцари и маленькие принцессы».
В процессе выполнения заданий этого раздела формировались представления о различиях между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывалась культура общения с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.
В процессе реализации программы по гендерному воспитанию у детей должны сформироваться:
— навыки доброжелательного отношения друг к другу;
— умения быть опрятным: видеть и устранять недостатки внешнего вида в прическе, одежде и пр. ;
— навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;
— умения видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;
— умения понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
С четвёртого года жизни ребёнок осознаёт свои индивидуальные возможности. Как проявит себя ребенок в этом возрасте –– робким или уверенным –– таким будет и в жизни. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, сдержанности, скромности. Ребенок должен знать не только свои права, но и свои обязанности.
В дошкольном учреждении мальчики и девочки воспитываются совместно. Чтобы преодолеть разобщённость между ними организуются совместные игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчик может быть не только воином, но и изобретателем, врачом, а девочка – не только принцессой, но и капитаном космического корабля, и учёным, и исследователем, и мамой.
Игра детей — это творческий, активный процесс. В игре так же закладываются и основы нравственности. Место для детских игр должно быть хорошо освещено, не вызывать у ребенка агрессию. В группе развивающая среда должна быть специально оборудована для мальчиков и девочек, и организованны места для совместной деятельности, в ходе которой девочки остаются девочками, а мальчики – мальчиками. В сюжетно - ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя свою роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференциацию по полу. Игровой период в развитии ребенка характеризуется инициативой, усвоением поло-ролевого поведения. В игре каждый ребенок:
• освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества;
• оценивает свои возможности, обретает веру в себя;
• определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.
Существуют различия между играми детей :
• Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя. А игры мальчиков опираются на дальнее зрение, поэтому им необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.
• У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам (игры мальчиков более предметны, а игры девочек более словесны). Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе.
Взрослому необходимо: руководить содержанием ролевой игры, с учетом особенностей мальчиков и девочек; научить их играть; содействовать объединению детей в играх; приучать соблюдать во время определенные правила; воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Важно отметить, что велика роль сказки в воспитании у дошкольников полоролевого поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным репертуаром и взаимоотношениями полов.
Музыка – еще одно средство формирования полоролевого поведения детей.
На музыкальных занятиях в детском саду работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности:
• При разучивании танцев (вальс, полька и т. д.) – мальчики овладевают навыками ведущего партнёра; у девочек формируется грациозность, изящество, мягкости движений.
• В музыкально – ритмических движениях присутствует дифференцированый подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности; у девочек преобладает плавность, мягкость движений.
• В игре на музыкальных инструментах - ложки, барабаны, гармони – для мальчиков; бубны, колокольчики – для девочек.
• Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки.
• При проведении праздников и развлечений - мальчики совершенствуют такие мужские качества как храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость; а девочки становятся более мягкими, беззащитными, требующими к себе внимания.
Гендерному воспитанию детей происходит на занятиях по физической культуре При этом следует использовать следующие методические приё мы:
1. различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек;
2. различия в дозировке упражнений;
3. различия по времени;
4. различия в обучении сложным основным двигательным движениям;
5. распределение ролей в подвижных играх;
6. различия в оценке деятельности (мальчики – оценка в их деятельности; девочки - кто их оценивает и как).
Эффективное решение задач полоролевого воспитания возможно только в тесном содружестве семьи и детского сада. Необходимо дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции. Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего, происходит в семье. Здесь многое определяют традиции. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений.
Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Работа по гендерному воспитанию требует квалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учётом всех особенностей детей – мальчиков и девочек.