Екатерина Быкова
Макетирование как коллективно-творческая деятельность дошкольников в системе ознакомления их с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Л. С. Лихачев.
Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней, историей и традициями родного края с помощью методов, соответствующих возрасту.
Публикация «Макетирование как коллективно-творческая деятельность дошкольников в системе ознакомления их с родным краем» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июль 2022
Ни для кого не секрет, что важное место в воспитании и развитии дошкольников имеет игра. В своей педагогической деятельности мы всё делаем ради детей и их развития. Наша цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Наше дошкольное учреждение является окружной опорной площадкой по познавательному развитию по теме : «Ознакомление с традициями и культурой малой родины и родного края, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
На современном этапе, как и ранее, педагоги дошкольных организаций широко обсуждают проблему формирования гражданско-патриотических чувств. Факт этот обуславливается социальными запросами, предъявляемыми дошкольными учреждениями.
Цель нашего мастер - класса показать подход к реализации темы нравственно - патриотического воспитания дошкольников посредством создания условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольников.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
-формирование нравственных качеств дошкольников : милосердие, искренность, достоинство, ответственность;
-изучение истории родного города, формирование чувства любви к малой родине, уважительного отношения к национальным традициям Самарской области;
-создание предметно-развивающей среды для игр с макетами;
- работа с родителями в вопросах обыгрывания макета в стиле партнерского взаимодействия и для свободной детской активности.
Исходя из актуальности этого направления, оптимальным решением для формирования патриотических чувств у дошкольников, в ходе ознакомления их с историческим прошлым родного края, является возможность реализовать его через технологию макетирования, в ходе которой дети знакомятся с прошлым и настоящим города Сызрань, его главными достопримечательностями.
Макеты - это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макет - это предметное воплощение целостных возможных миров (вымышленных, реалистических, представленных в художественной литературе, мультфильмах, детской сюжетной игре
Макет - это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты.
Макетирование - это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Большое значение макетирование имеет в развитии детского игрового творчества.
Макет может быть : напольным, и тогда он имеет более крупные конструкционные объемы; настольным, тогда размер ограничивается размером стола или его части; подиумным (на специальных подставках-подиумах); настенным в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний - картина. Интересный и любимый вариант - макеты в специальных стеклянных шкафах и полках.
Макетирование создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с разным по фактуре, по качеству, по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.
С точки зрения Н. Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры). Таким образом, макет должен занять достойно место в ряду технологий реализации содержания тематического комплекса и в его предметно-игровой среде.
Использование макетов, как специальной игровой среды.
Любой вид образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не является исключением.
Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность решать многие задачи.
Макет служит, как объектом и средством деятельности ребенка, так и предоставляет возможность формировать познавательный интерес, эстетически чувства и творческие способности.
Использование макета, как результата конструктивно-творческой деятельности, позволяет детям описывать, сравнивать, повествовать, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Изготовленные макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, которые содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы, способствуют развитию инициативы, как целеполагания и волевого усилия, у детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса.
Использование макетов в нашей работе позволило изменить отношение детей, а также их родителей к сюжетно - ролевым играм, повысить интеллектуальные качества дошкольников, инициативу и волевое усилие.
В группах нашего детского сада мы выделили игровое пространство для девочек и мальчиков, создали максимально комфортные условия для игр, организовали предметно-пространственную среду с использованием макетов.
На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности.
Хочется заметить, что без определенных навыков и умений дети недостаточно творчески реализуют свои задумки. Поэтому, планируя игры и занятия, необходимо учитывать уровень развития их творческих способностей.
Творчество детей в ходе такой деятельности развивает художественный вкус, воображение, конструктивные способности, воспитывает усердие и старательность.
Очень важным звеном в работе с макетами является игровая деятельность на макетах, такая как- режиссерская и сюжетно - ролевая игра. В процессе таких игр у детей развивается умение фантазировать, сочинять, возникают разнообразные игровые замыслы. Игры с макетами способствуют развитию инициативы, дети учатся договариваться, стремятся к взаимопониманию.
Технология макетирования имеет огромное значение для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие. Объединив процессы создания макета и игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.