Боброва Елена
Любование как средство формирования эстетического отношения к объектам природы у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
«Любование как средство формирования эстетического отношения к объектам природы у детей дошкольного возраста»
Боброва Елена Владимировна
Воспитатель,
МБДОУ ЦРР – д/с «Лира»
Введение
Значение развитого эстетического отношения к природе определяет целостную характеристику личности человека, обуславливает способность ощущать себя неотъемлемой частью окружающего мира. Становление этого отношения педагогически целенаправленно происходит в специально организованной деятельности дошкольника – любование объектами природы.
Публикация «Любование как средство формирования эстетического отношения к объектам природы у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Любование обеспечивает «вживление» ребенка в окружающую природную среду, подводит к глубокому эстетическому восприятию природы, желанию жить в гармонии с внешним миром. Наши наблюдения показывают, что воспитанники детского сада «Лира» в большинстве своем не умеют увидеть, воспринять и оценить красоту природы. Отчасти это связано с тем, что в семьях воспитанников совместному любованию окружающей природой не уделяется должного внимания. Поэтому на педагогическом коллективе лежит особая ответственность формирования у ребенка эстетических отношений и чувств к окружающей природе, что закономерно приводит к возникновению и развитию целостного гуманистически-ориентированного мировоззрения.
Условия:
1) создание эколого-развивающей среды, предполагающей наличие положительных естественно - психологических релизеров (красивых природных объектов);
2) целенаправленное поэтапное формирование эстетического восприятия дошкольников;
3) систематическое использование любования на прогулках, занятиях и самостоятельной деятельности;
4) учет индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Цель: формирование у ребенка положительного эмоционального, субъектно-значимого, ценностного отношения к любому объекту.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1) подобрать и адаптировать методику диагностики уровня эстетического восприятия объектов природы;
2) проанализировать результаты диагностики уровня эстетического восприятия объектов природы, сделать вывод об особенностях его формирования;
3) спроектировать систему работы, направленную на формирование эстетического отношения к природе у детей дошкольного возраста 3-7 лет;
4) разработать методические рекомендации по использованию любования как средства формирования эстетического отношения к природе.
Ожидаемый результат:
• Выделение детьми ярких, чувственных признаков в объектах (цвет, ритм, звук, вкус и т. п.);
• «Самостоятельное открытие» ребенком в объекте или ряде однородных объектов существенных признаков, их скрытого «Смысла»;
• Проявление детьми индивидуальных пристрастий, избирательности, предпочтений вкуса и способности к выражению собственного, субъективно-оценочного отношения к объекту. Эстетические суждения и оценки детей приобретают индивидуальный и дифференцированный характер.
Контингент: дети 3-7 лет
Методика использования
Использование методической разработки рассчитано на четыре года обучения (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).
Представленная система наблюдений имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности. Год от года, в рамках одной и той же темы происходит усложнение этапов любования.
На первом этапе обучения в соответствии со спецификой возраста (1-3 года) детей ориентируем на яркие, чувственные признаки объектов (цвет, ритм, форма, звук, вкус и т. п.). Цель этого этапа любования – создать положительную эмоциональную установку на объект средствами разнообразных комплексов приятных ощущений, рефлексированных в простейших оценках и суждениях; приятно, удобно, вкусно и т. п.
Второй этап предполагает «самостоятельное открытие» ребенком в объекте или ряде однородных объектов существующих признаков, их скрытого «смысла», то есть познание объекта осуществляется с позиций выделения в нем признаков внутренней «красоты», гармонии отношений с другими объектами.
Третий этап любования предусматривает формирование у детей представления об индивидуально неповторимой ценности объекта. На этом этапе для детей характерным становится проявление индивидуальных пристрастий, избирательности, предпочтений, эстетического вкуса и способности к выражению собственного – субъективно-оценочного отношения к объекту. Эстетические суждения и оценки детей приобретают индивидуальный и дифференциальный характер.
Описание опыта работы в формировании эстетического
отношения к природе у детей дошкольного возраста
Исходя из анализа диагностических данных, мы представляем систему работы, направленную на формирование эстетического отношения к природе у детей дошкольного возраста по любованию одним из природных объектов – березой, который может быть использован в работе воспитателей с детьми, как помощь начинающим педагогам, в беседе с родителями по формированию эстетического отношения к природе у детей дошкольного возраста, можно рассматривать как дополнение к любым общеразвивающим комплексным и парциальным программам экологического направления.
Система работы составлена для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста. Формы и методы работы выбраны в зависимости от их возрастных особенностей.
В качестве объекта для любования нами было выбрано дерево, в частности береза, что обусловлено рядом причин.
1. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают внимания на них. Дети воспринимают растения и деревья, как неживые объекты, поскольку у них нет способов передвижения и других признаков, которые есть у животных.
2. Дерево – прекрасный объект для любования, фенологических наблюдений. Лиственные деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения.
3. С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими растениями, легче назвать его своим другом.
Перспективный план был разработан с целью практики эстетического восприятия (любования) природных объектов.
Объем работы непосредственно образовательной деятельности определен с учетом возрастных особенностей. На прогулке дети не только любуются березой, но и получают дополнительные знания из жизни этого дерева, полезную информацию и те впечатления, которые они могут выразить в творческой деятельности: лепке, рисовании, сочинении сказок и рассказов, заучивании стихов и чтении пословиц и примет о различных явлениях природы. А также, восприятие объекта прослеживается через исследовательскую деятельность (обследование листьев, коры дерева, сравнение с другим деревом и т. д.). Любование деревом происходит в любую погоду.
Разрабатывая практику, мы опирались на этапы по любованию Грибановой М. В. Главные акценты ставились на эстетическое восприятие объекта. В младшем возрасте большое внимание уделялось выделению ярких, чувственных признаков объекта (цвет, форма, звук, шелест листьев, ствола веток, мелодичный звон обледенелых веток и т. д.)
Все это создает положительную эмоциональную установку на объект.
Для старшего возраста характерно выделение в объекте (березе) признаков внутренней красоты, гармонии отношений с другими объектами. На основе этого у детей формируются представления об индивидуально неповторимой ценности объекта, проявляется эстетический вкус и способность к выражению собственного субъективно-оценочного отношения к объекту.
Практика любования не только в повседневной жизни, но и в специальной организованной деятельности совершенствует умения откликаться не только на чувственные признаки «красоты объектов», но и способность к эмоционально-эстетическому переживанию.
В ходе непосредственно образовательной деятельности дети не только учатся воспринимать красоту природных объектов, но и получать более глубокие знания об объекте, формируется любовь и доброжелательное отношение к природе.
В перспективном плане указаны: тема, задачи, краткое примерное содержание и совместная деятельность воспитателя и детей, где воспитатель помогает ребенку реализовать свои идеи и воплотить их, понять увиденное и услышанное.
Система работы построена в соответствие с сезонами: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
Непосредственно образовательная деятельность должна быть целенаправленной и систематической.
Заключение
В заключении хочется отметить, что эстетическое восприятие имеет развивающее и воспитательное воздействие на ребенка. Она обогащает детей положительными эмоциями, расширяет представление об окружающем мире, развивает воображение, способствует речевому развитию, воспитанию любви и гуманному отношению к объектам природы и мира в целом на образцах в процессе наблюдений, чтения художественных произведений, художественно-эстетической деятельности.
Данные диагностических заданий показали результативность проведенной работы, доказали выполняемость поставленных перед нами задач и необходимости последовательности и системности непосредственно образовательной деятельности.
В подготовительной группе работа по данной теме была продолжена и сформирован созерцательно – эстетический уровень. Продолжение следует.