Папки-передвижки

Любование как средство формирования эстетического отношения к объектам природы у детей дошкольного возраста

Боброва Елена
Любование как средство формирования эстетического отношения к объектам природы у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

«Любование как средство формирования эстетического отношения к объектам природы у детей дошкольного возраста»

Боброва Елена Владимировна

Воспитатель,

МБДОУ ЦРР – д/с «Лира»

Введение

Значение развитого эстетического отношения к природе определяет целостную характеристику личности человека, обуславливает способность ощущать себя неотъемлемой частью окружающего мира. Становление этого отношения педагогически целенаправленно происходит в специально организованной деятельности дошкольника – любование объектами природы.

Публикация «Любование как средство формирования эстетического отношения к объектам природы у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Любование обеспечивает «вживление» ребенка в окружающую природную среду, подводит к глубокому эстетическому восприятию природы, желанию жить в гармонии с внешним миром. Наши наблюдения показывают, что воспитанники детского сада «Лира» в большинстве своем не умеют увидеть, воспринять и оценить красоту природы. Отчасти это связано с тем, что в семьях воспитанников совместному любованию окружающей природой не уделяется должного внимания. Поэтому на педагогическом коллективе лежит особая ответственность формирования у ребенка эстетических отношений и чувств к окружающей природе, что закономерно приводит к возникновению и развитию целостного гуманистически-ориентированного мировоззрения.

Условия:

1) создание эколого-развивающей среды, предполагающей наличие положительных естественно - психологических релизеров (красивых природных объектов);

2) целенаправленное поэтапное формирование эстетического восприятия дошкольников;

3) систематическое использование любования на прогулках, занятиях и самостоятельной деятельности;

4) учет индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Цель: формирование у ребенка положительного эмоционального, субъектно-значимого, ценностного отношения к любому объекту.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1) подобрать и адаптировать методику диагностики уровня эстетического восприятия объектов природы;

2) проанализировать результаты диагностики уровня эстетического восприятия объектов природы, сделать вывод об особенностях его формирования;

3) спроектировать систему работы, направленную на формирование эстетического отношения к природе у детей дошкольного возраста 3-7 лет;

4) разработать методические рекомендации по использованию любования как средства формирования эстетического отношения к природе.

Ожидаемый результат:

• Выделение детьми ярких, чувственных признаков в объектах (цвет, ритм, звук, вкус и т. п.);

• «Самостоятельное открытие» ребенком в объекте или ряде однородных объектов существенных признаков, их скрытого «Смысла»;

• Проявление детьми индивидуальных пристрастий, избирательности, предпочтений вкуса и способности к выражению собственного, субъективно-оценочного отношения к объекту. Эстетические суждения и оценки детей приобретают индивидуальный и дифференцированный характер.

Контингент: дети 3-7 лет

Методика использования

Использование методической разработки рассчитано на четыре года обучения (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).

Представленная система наблюдений имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности. Год от года, в рамках одной и той же темы происходит усложнение этапов любования.

На первом этапе обучения в соответствии со спецификой возраста (1-3 года) детей ориентируем на яркие, чувственные признаки объектов (цвет, ритм, форма, звук, вкус и т. п.). Цель этого этапа любования – создать положительную эмоциональную установку на объект средствами разнообразных комплексов приятных ощущений, рефлексированных в простейших оценках и суждениях; приятно, удобно, вкусно и т. п.

Второй этап предполагает «самостоятельное открытие» ребенком в объекте или ряде однородных объектов существующих признаков, их скрытого «смысла», то есть познание объекта осуществляется с позиций выделения в нем признаков внутренней «красоты», гармонии отношений с другими объектами.

Третий этап любования предусматривает формирование у детей представления об индивидуально неповторимой ценности объекта. На этом этапе для детей характерным становится проявление индивидуальных пристрастий, избирательности, предпочтений, эстетического вкуса и способности к выражению собственного – субъективно-оценочного отношения к объекту. Эстетические суждения и оценки детей приобретают индивидуальный и дифференциальный характер.

Описание опыта работы в формировании эстетического

отношения к природе у детей дошкольного возраста

Исходя из анализа диагностических данных, мы представляем систему работы, направленную на формирование эстетического отношения к природе у детей дошкольного возраста по любованию одним из природных объектов – березой, который может быть использован в работе воспитателей с детьми, как помощь начинающим педагогам, в беседе с родителями по формированию эстетического отношения к природе у детей дошкольного возраста, можно рассматривать как дополнение к любым общеразвивающим комплексным и парциальным программам экологического направления.

Система работы составлена для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста. Формы и методы работы выбраны в зависимости от их возрастных особенностей.

В качестве объекта для любования нами было выбрано дерево, в частности береза, что обусловлено рядом причин.

1. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают внимания на них. Дети воспринимают растения и деревья, как неживые объекты, поскольку у них нет способов передвижения и других признаков, которые есть у животных.

2. Дерево – прекрасный объект для любования, фенологических наблюдений. Лиственные деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения.

3. С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими растениями, легче назвать его своим другом.

Перспективный план был разработан с целью практики эстетического восприятия (любования) природных объектов.

Объем работы непосредственно образовательной деятельности определен с учетом возрастных особенностей. На прогулке дети не только любуются березой, но и получают дополнительные знания из жизни этого дерева, полезную информацию и те впечатления, которые они могут выразить в творческой деятельности: лепке, рисовании, сочинении сказок и рассказов, заучивании стихов и чтении пословиц и примет о различных явлениях природы. А также, восприятие объекта прослеживается через исследовательскую деятельность (обследование листьев, коры дерева, сравнение с другим деревом и т. д.). Любование деревом происходит в любую погоду.

Разрабатывая практику, мы опирались на этапы по любованию Грибановой М. В. Главные акценты ставились на эстетическое восприятие объекта. В младшем возрасте большое внимание уделялось выделению ярких, чувственных признаков объекта (цвет, форма, звук, шелест листьев, ствола веток, мелодичный звон обледенелых веток и т. д.)

Все это создает положительную эмоциональную установку на объект.

Для старшего возраста характерно выделение в объекте (березе) признаков внутренней красоты, гармонии отношений с другими объектами. На основе этого у детей формируются представления об индивидуально неповторимой ценности объекта, проявляется эстетический вкус и способность к выражению собственного субъективно-оценочного отношения к объекту.

Практика любования не только в повседневной жизни, но и в специальной организованной деятельности совершенствует умения откликаться не только на чувственные признаки «красоты объектов», но и способность к эмоционально-эстетическому переживанию.

В ходе непосредственно образовательной деятельности дети не только учатся воспринимать красоту природных объектов, но и получать более глубокие знания об объекте, формируется любовь и доброжелательное отношение к природе.

В перспективном плане указаны: тема, задачи, краткое примерное содержание и совместная деятельность воспитателя и детей, где воспитатель помогает ребенку реализовать свои идеи и воплотить их, понять увиденное и услышанное.

Система работы построена в соответствие с сезонами: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».

Непосредственно образовательная деятельность должна быть целенаправленной и систематической.

Заключение

В заключении хочется отметить, что эстетическое восприятие имеет развивающее и воспитательное воздействие на ребенка. Она обогащает детей положительными эмоциями, расширяет представление об окружающем мире, развивает воображение, способствует речевому развитию, воспитанию любви и гуманному отношению к объектам природы и мира в целом на образцах в процессе наблюдений, чтения художественных произведений, художественно-эстетической деятельности.

Данные диагностических заданий показали результативность проведенной работы, доказали выполняемость поставленных перед нами задач и необходимости последовательности и системности непосредственно образовательной деятельности.

В подготовительной группе работа по данной теме была продолжена и сформирован созерцательно – эстетический уровень. Продолжение следует.

Публикации по теме:

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 2 7. Игровая ситуация «Что мы чувствуем» (данную игру лучше проводить весной.) Цель: учить детей всматриваться, прислушиваться, замечать.

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 1 Быть способным замечать, чувствовать красоту окружающей действительности, это значит быть счастливым человеком, жить в гармонии с окружающим.

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Презентация «Декупаж как средство развития эстетического вкуса детей» Тема: ДЕКУПАЖ как средство развития эстетического вкуса детей МБДОУ д/с №17 г. Славянска на Кубани Воспитатель Е. А. Землянская Детство.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Любование как средство формирования эстетического отношения к объектам природы у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 31 октября 2021 в 20:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Любование как средство формирования эстетического отношения к объектам природы у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Боброва Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД