Людмила Анатольевна Семенчук
Лэпбук как средство развития речи (материал из опыта работы воспитателя)
▼ Скачать + Заказать документы
Важной задачей дошкольного образования, в рамках осуществления ФГОС, считается научить детей самим искать необходимую информацию, т. е. самостоятельное обучение. Реализовать такое обучение сейчас помогает один из актуальных приемов - это использование технологии «лэпбук» (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга).
Данная технология осуществляется посредством изготовления папки или какого-либо прочного картонного альбома, на которые наклеены маленькие кармашки (простые и фигурные, в виде гармошек, книжек, небольших распечаток и т. д., в которых собран необходимый дидактический материал по заявленной теме. Таким образом, лэпбук — это оригинальная форма подачи учебного материала, благодаря которому у дошкольников развиваются творческие способности, логическое мышление. Дети учатся размышлять именно в рамках данной темы, расширяя кругозор и закладывая умения и навыки, помогающие преодолевать поставленные проблемы.
Публикация «Лэпбук как средство развития речи (материал из опыта работы воспитателя)» размещена в разделах
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» октябрь 2021
Лепбук соответствует требованиям ФГОС ДО по предметно-развивающей среде:
• предоставляет большое количество информации;
• развивает творческие способности и воображение детей;
• работать с ним можно группой детей (в том числе с участием играющего взрослого);
• обладает дидактической функцией;
• развивает художественно-эстетического мир ребенка, приобщает его к искусству;
• является вариативным (можно использовать разные его части в разной деятельности и для различных целей);
• легко доступен в понимании детям дошкольного возраста;
• несет игровое, познавательное, исследовательское и творческое развитие детей.
Положительной стороной данной деятельности является то, что работа над созданием лэпбука может быть индивидуальной, а также групповой, и с взаимодействием с родителями.
Лэпбук привлекает детей своей необычной формой, ярким цветом и многообразием материала, побуждает к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Это эффективная форма овладения речевыми навыками и культурой речи.
Лэпбук «Я знаю этот овощ» в нашей группе стал итогом краткосрочного проекта с одноименным названием, в ходе которого у детей формировались представления об овощах: условиях произрастания, внешнем виде, вкусе, пользе овощей для здоровья. Поэтому лэпбук стал прекрасной возможностью повторить полученные знания об овощах, периодически повторять их в самостоятельной деятельности детей или во время дальнейшей образовательной деятельности с использованием не всего содержания, а необходимых к тому моменту частей лэпбука. К тому же он является продуктом совместной деятельности родителей и воспитателей, помог дополнительно родителям принять участие в жизни своих детей в рамках детского сада.
В ходе работы с лэпбуком реализуются, кроме речевого развития детей, еще познавательное развитие и социально-коммуникативное. Данный метод работы строится в основном на дидактических играх и упражнениях:
«Опиши, что в лукошке»: каждый ребенок выбирает самостоятельно понравившийся овощ и описывает его присутствующим. Причем здесь возможно и использование детьми мнемотаблицы для создания описания, которая изображена над лукошком в виде алгоритма «Расскажи об овоще» (какого цвета? формы? вкуса)
«Скажи наоборот»: это развитие умения находить антонимы. В данной игре используются карточки с фотографиями, поэтому применяется традиционный наглядный метод обучения, помогающий детям сориентироваться в ответе. В старшем возрасте на примере уже созданных карточек дети смогут и сами друг другу подбирать слова для игры.
«Четвертый лишний»: это усвоение и повторение обобщающих слов «овощи» и «фрукты»; развитие умения различать овощи и фрукты, находить лишний из них в ряде представленных, аргументируя свои слова; развитие внимательности.
«Наш овощной урожай»: это обучение причинно-следственным связям на примере правильного ухода за растениями (чтобы принялись ростки, их надо поливать и рыхлить; чтобы овощи сохранились до весны, их необходимо правильно поместить на хранение и т. д., формирование уважения к труду взрослых.
«Поварята»: здесь большой акцент сделан на обучение детей правильному использованию слов в родительном падеже ед. числа и мн. числа (винегрет из моркови, капусты, огурцов, лука и т. д., а также соответствующих существительным прилагательные (овощной салат, картофельное пюре, тушеный картофель, овощное рагу и т. д.).
«Сказки, где есть овощи»: это развитие мышления, памяти. Дети стараются вспомнить названия сказок с упоминанием овощей, вспомнить какие именно овощи там описывались. А если кто-то что-то не мог вспомнить или не слышал такую сказку, то это становится хорошим мотивом для желания прочитать эти сказки, что расширяет кругозор и словарь речи детей.
«Загадки с грядки»: это знакомство детей с загадками об овощах, развитие умения находить ответы на них, развитие воображения детей. Для младшего возраста в этом разделе лэпбука вместе с загадкой дается и иллюстрация ответа для наглядной помощи.
«Спор овощей» : для освещения вопроса пользы овощей в лэпбуке можно найти и стихотворные доводы от имени каждого «овоща» в свою пользу, но в итоге детей приводят к выводу, что все овощи нужны и полезны.
Содержание лэпбука по развитию речи дает возможность воспитателям диагностировать уровень знаний детей в определенной теме, развивать их умение обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Все игры в лэпбуке способствуют обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитие фразовой и связной речи.
Таким образом, исходя из своего опыта работы, можно сделать вывод, что эта новая форма работы не только дает возможность узнать интересы и потенциал детей и развить их, но и легко, играя, способствовать развитию речи детей.